?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Некий мужик умер, и на следующий день после похорон к вдове пришёл в гости её давний любовник и предложил заняться шурами-мурами. Вдова стала возражать, мол, неэтично, что она, типа, как бы в трауре, но он был настойчивым.

— Ладно, — сказала безутешная вдовица, — будь по-твоему. Но делай это медленно и торжественно.


© Советский анекдот



Эта песня, несмотря на вполне патриотическое содержание и нееврейское происхождение автора музыки (Тухманов, несмотря на имя Давид — армянин), текста (Харитонов — русский) и исполнителя (Сметанников — русский, а Лещенко — либо русский, либо украинец), не без труда пробила себе дорогу на ТВ и радио.

Хотя текст был безупречен как в идейном, так и в художественном смысле. До**ались до музыки. Отчасти из-за интриг в Союзе композиторов, которым заправляли старые газогенераторы, не жаловавшие молодого 35-летнего «выскочку», но были и претензии «по существу»: в музыке песни «День Победы» были услышаны синкопы и элементы не то танго, не то фокстрота. Не устраивали и современные методы оркестровки (например, использование бас-гитары). В конце концов, песня проломала барьеры благодаря зятю Брежнева Юрию Чурбанову, который заказал её для концерта на День милиции, а эту передачу пустили по ТВ без изъятий, ибо репертуар концерта для ментов определял не Лапин, а Щёлоков (ещё более, чем первый, приближенный к августейшему телу), а там её услышал и сам дорогой Леонид Ильич, и она ему очень понравилась.

Допустим, что синкопы (если бы я ещё знал, чё это за хрень) и элементы фокстрота там присутствовали. Но чего в этом особо плохого? В конечном итоге, идеологическую ценность любой песни определяет её текст, а здесь с этим было чики-пуки, сам Жданов не нашёл бы до чего до**аться. А если музыка написана в более современной манере, то это даже плюс — удастся скормить идейно правильную песню молодёжи, не прибегая к принуждению, вызывающему рефлекторное отторжение.

Свои проблемы были и у патриотических песен того же Тухманова «Родина» (я, ты, он, она) и «Ненаглядная сторона». А лет за 10-15 до той поры Никита топал ножкой по поводу того, что песня о Москве Арно Бабаджаняна, которую пел Муслим Магомаев, представляла собой в музыкальном смысле твист. Дерёвня, заправлявшая культур-мультуром, считала сочетание современных ритмов с идейно правильными текстами кощунством хуже танца пупусек в церкви, хотя просьб к Богородице деть куда-нибудь опостылевшего бровеносца в потёмках (хотя бы на пенсию, а можно — и к Богу в рай) эти песни не содержали.

И очень хорошо сформулировал подход тех лет, который, кажется, пытаются возродить в наши дни, писатель и блогер Дмитрий Губин. Правда, он ошибочно назвал это новейшей формулой: будучи 1964 года рождения, он должен был бы, по идее, знать, что явление весьма и весьма старое, старше него самого. И корни его даже не в статье Заславского «Сумбур вместо музыки», написанной с подачи Сталина и Жданова, а в деревенской пеньковости казённых культуртрегеров.

Вот что написал Губин:

Дело, следовательно ... в усиливающемся запрете на все, что не укладывается в новейшую русскую формулу «чувства выражать медленно и торжественно, подчеркивая патриотизм, опустив глаза долу». Это стало относиться ко всему, связанному с войной; ко всему, связанному с православием; ко всему, связанному с историей России.

Почему? Ведь даже Путин, кажется, не заявлял публично, что единственный допустимый сегодня стиль — величавая седовласая грусть.

Источник.


Яндекс.Метрика

Posts from This Journal by “культур-мультур” Tag

  • Красноярская гондонная культура

    Кто-то горе-тоску заливает вином, Кто-то пьёт от болезней микстуры, Мы в Перми обожаем кидаться говном, По приказу министра культуры. ©…

  • Редактор Библии

    Нет, это не Папа и не Патриарх, даже не Иисус Христос. А советский писатель. В 1943 году в СССР было раз­ре­ше­но из­дать Биб­лию. Спе­ци­аль­ным…

  • Няша ухитрилась возмутить даже Думу

    Которая по своему составу ни разу не либеральная и не проамериканская. Наверное, Говорухин, снимая в конце 80-х фильм «РКМП», название которого стало…

  • К вопросу о важности владения американской поп-культурой

    Когда была затеяна операция Greif, немцы, переодетые американцами и владеющие американским языком (такие тоже были, например, райхсюгендфюрер…

  • Мизулоновщина заразна

    Докатилась и до Израиля. В роли Мизулиной-Милонова — министр культур-мультур Регев. Интересно, что эта тётка не из пейсатой общины. Нет, когда она…

  • Неледовые побоища

    Для ледовых — неподходящий климат. Хотя это и в СССР. В вузах, например, индивидуальные стычки между студентами нередко перерастают в массовые…

  • Зодчий Кахрамон

    Ни разу не Растрелли, не Фрэнк Ллойд Райт, не Корбюзье и не Гауди. Продолжение историй о советской Меланезии. На сей раз, без трупов. Кахрамон…

  • Как Шекспир сплагиатил у таджиков

    Нет, заимствованные сюжеты у него были: многое он почерпнул из итальянских городских новелл (иначе откуда бы он знал итальянскую жизнь и даже имена…

  • Ляпис-Трубецкой был не одинок

    Если в части творчества — написания халтуры на актуальные темы — Никифор Ляпис имел множество прототипов, вплоть до советского классика Маяковского,…

promo steissd december 8, 2005 13:55 152
Buy for 100 tokens
Via una_ragazza_o Выделения в тексте — мои. 10 августа 2000 г. — Иранские парламентарии-сторонники реформ намерены настаивать на повышении брачного возрастного ценза с 9-ти до 14-ти лет для девочек и с 15-ти до 16-ти лет для юношей. Существующий сегодня столь нежный брачный возраст…

Comments

( 10 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )
thaleia_natalie
Jun. 10th, 2017 03:12 am (UTC)
Насколько помнится, в советское время население пытались любыми способами оградить от тлетворного влияния западной культуры, даже у Булгакова можно найти отражение официального отношения к такого рода музыке тех времён: "Присмотревшись к нему, профессор сразу убедился, что этот воробей – не совсем простой воробей. Паскудный воробушек припадал на левую лапку, явно кривлялся, волоча ее, работал синкопами, одним словом, – приплясывал фокстрот под звуки патефона, как пьяный у стойки. Хамил, как умел, поглядывая на профессора нагло."
steissd
Jun. 10th, 2017 03:44 am (UTC)
Да, это совершенно непонятно. Ведь официальная доктрина коммунизма делит искусство не по национальному признаку, а по классовому — на пролетарское и буржуазное. Если руководствоваться только общественным строем, при котором работал тот или иной деятель литературы или искусства, то надо было бы запретить Глинку, Репина, Чехова, Чайковского и Пушкина, не доживших до Октябрьской революции и не творивших в СССР (некоторые вообще по такому признаку подпадают под определение феодально-абсолютистских деятелей, особенно автор царского гимна Глинка). В общем, под видом коммунистической идеологии впаривался квасной патриотизм.
thaleia_natalie
Jun. 10th, 2017 04:52 am (UTC)
Насколько я понимаю, каждое изменение идеологии сопровождается пересмотром культурных ценностей, доставшихся от предшественников, из которых тщательнейшим образом отбираются лишь те, которые соответствуют господствующей доктрине, и, поскольку невозможно запретить сразу всех (потому как в таком случае не останется ничего, а начинать всё же с чего-то жизненно необходимо), выбрают для этой цели из тех, которые подходят на эту роль лучше остальных.
steissd
Jun. 10th, 2017 05:07 am (UTC)
Ну и чем классика соответствует коммунистической доктрине? Чайковский и Глинка были бы сильно удивлены пропагандой своей музыки в коммунистической стране. Я не против классики (напротив, очень даже за), я против прикрытия вкусовщины квази-идеологическими формулами. В твисте/роке/попсе иностранного типа/джазе и т.п. нет ничего, оправдывающего частную собственность и эксплуатацию человека человеком, то есть, ничего буржуазного, равно как и в опере «Евгений Онегин» или песне «Валенки» нет ничего пролетарского, призывающего покончить с означенной эксплуатацией, чай, не «Варшавянка» и не «Интернационал». Честнее было бы сказать что-то типа «Мне, С.Г.Лапину (Е.А.Фурцевой, П.Н.Демичеву, М.А.Суслову, А.А.Жданову, Н.С.Хрущёву, И.В.Сталину и иже с ними) то-то и то-то не нравится как частному лицу, а не как члену/главе советского правительства или коммунистическому идеологу».

Edited at 2017-06-10 05:08 am (UTC)
thaleia_natalie
Jun. 10th, 2017 05:19 am (UTC)
Это намёк на то, что у ответственных за формирование идеологически правильного восприятия культуры был плохой вкус? На мой взгляд, всё выглядит довольно логично, поскольку нельзя хвалить то, с чем так усиленно борешься.
steissd
Jun. 10th, 2017 06:28 am (UTC)
У них вкус, соответствующий их происхождению плюс представлению о том, что «благолепно», а что нет (если Сталин и Жданов искренне любили классику, то остальные пропагандировали её потому что «так положено»). А хвалить не надо, просто не надо запрещать.
thaleia_natalie
Jun. 10th, 2017 06:54 am (UTC)
В сложившейся современной системе ценностей всегда что-то находится под запретом, к примеру, как продажа балалаек в Америке, вы тоже найдёте этому разумное объяснение?
steissd
Jun. 10th, 2017 07:26 am (UTC)
Это фейк: см. тут.
thaleia_natalie
Jun. 10th, 2017 07:59 am (UTC)
Спасибо, это самое разумное объяснение. Запреты, полагаю, лишь усиливают интерес к недоступному.
steissd
Jun. 10th, 2017 08:06 am (UTC)
Да, это именно так.
( 10 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel