steissd (steissd) wrote,
steissd
steissd

Суть советского агитпропа

Некая блоггерша под ником Корпускула точно уловила суть советского агитпропа времён позднего Брежнева (впрочем, таким он стал ещё в середине 30-х годов, изменились лишь санкции — вместо отправки на Колыму стали просто одёргивать):

«   »
Нам в школе, а школа была английская, то есть, мы уже были в группе риска — нам показывали иностранцев, объяснили, что капиталисты специально делают красивую упаковку для своих товаров, чтобы привлечь к продукту и отвлечь от важного. На детский вопрос «А мы почему не делаем?» был дан ответ «Сядь и не задавай глупых вопросов».


Источник.

Агитпроп был рассчитан на монолог и был органически неспособен к диалогу. Наверное, когда объектом воздействия были едва умеющие (а то и не умеющие) написать собственное имя корявыми печатными буквами деревенские обалдуи, иначе было невозможно: общаться с фауной умел лишь царь Соломон, и то — это миф, к тому же, всех его тёзок из партийных органов повыкидывали в ранние 50-е.

Но в 60-е годы уровень образованности масс всё же существенно повысился, и надо было менять метод работы. Но никому не хотелось покидать зону комфорта и рисковать своими номенклатурными привилегиями: а вдруг Бубон Степанович из вышестоящих руководителей сочтёт это оппортунизмом и право-троцкистским уклоном, и тогда прощай, икорка к празднику — после 1953 года за такое уже не сажали, но и икрой поступаться никто не хотел. В результате над агитпропом население смеялось чуть ли не открыто.

Плюс неизбывная вкусовщина чиновников от культур-мультур, сумевших — чтобы в родной дерёвне коровам хвосты не крутить — пробиться в номенклатуру. Для того, чтобы вполне патриотический и без всяких фиг в кармане фильм «Белое солнце пустыни» попал на широкий экран, понадобилось вмешательство космонавтов, имевших связи в верхах. Юмор — причём нисколько не антисоветский — в фильме про гражданскую войну казался чиновникам крамолой. Не то, что они были против юмора в целом, но боялись, что разрешив, они нарвутся на пи**юли от Бубона Степаныча за недостаток пафоса. Что-то похожее происходило с абсолютно советским и патриотическим фильмом «Белорусский вокзал», там сумели его подсунуть сентиментальному Брежневу, который посмотрел, прослезился и приказал пущать и не тащить.

Что-то похожее происходило и с песнями «Ненаглядная сторона» и «День победы»: великопостники не могли себе представить патриотическую песню на современно звучащую мелодию. В конце концов протолкнули, но многое в таком стиле так и не дошло до эстрады. В 30-е и ранние 40-е это было можно, вспомним хотя бы «Давай закурим» или «Синий платочек», для того времени эти музыкальные стили были модными, а потом как отрезало: патриотическая музыка, если это не военный марш, должна быть либо псевдофольклорно-распевной, либо «величественной» (пиком последнего направления стала мураделиевская загробно звучащая песенная готика, но, в конце концов, решили, что это перебор, и ограничились справа Туликовым), но главное — максимально скучной. И такой канал пропаганды на мелких 0-25 лет, как через музыку, был потерян.

Яндекс.Метрика
Tags: СССР, дурдом, саванарыло
Subscribe

Posts from This Journal “саванарыло” Tag

promo steissd december 8, 2005 13:55 152
Buy for 100 tokens
Via una_ragazza_o Выделения в тексте — мои. 10 августа 2000 г. — Иранские парламентарии-сторонники реформ намерены настаивать на повышении брачного возрастного ценза с 9-ти до 14-ти лет для девочек и с 15-ти до 16-ти лет для юношей. Существующий сегодня столь нежный брачный возраст…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments