steissd (steissd) wrote,
steissd
steissd

К вопросу об обязательности лицемерия

Был такой хорватский священник Юрий Крижанич. Несмотря на то, что он был католиком, он положительно относился к России, полагая её будущим центром объединения всех славян. И даже прожил в допетровском государстве 18 лет, с 1659 по 1677 год, сумев познакомиться с повседневной жизнью населения.


И несмотря на всё своё русофильство, он однажды поставил в пример россиянам ... турок. Причём, как ни странно, в вопросе гомосексуализма. Нет, он не полагал, что турки поголовно гетеросексуальны. Его смущало иное: в Османской империи этот грех был распространён ничуть не меньше, чем в любом другом месте, включая Россию, а может, даже и больше (Восток, как известно, дело тонкое), но турки е**ли друг друга в зад по-тихому, так, чтобы об этом никто не узнал, тогда как «здесь, в России, таким отвратительным преступлением просто шутят, и ничего не бывает чаще, чем публично в шутливых разговорах один хвастает грехом, иной упрекает другого, третий приглашает к греху, недостает только, чтобы при всем народе совершали это преступление» (цитата взята отсюда, но Гугл даёт ещё вагон источников, помимо этого).

То есть, Крижанич был готов примириться с фактом существования гомосексуализма (несмотря на то, что согласно нормам христианской религии это тяжкий грех, а он — служитель культа), полагая его одной из слабостей человеческой природы, но не мог смириться с тем, что люди отказывались лицемерить и притворяться чистыми гетеросексуалами, в то время, как на самом деле тараканились с людьми своего пола. Отказ от лицемерия казался ему прегрешением более тяжким, нежели нарушение заповедей Св. Писания (запрет на мужеложство содержится в книге Leviticus Ветхого Завета, в дальнейшем подтверждён апостолом Павлом). Иными словами, идеал Крижанича — это голубой (не в сексуальном смысле) воришка Альхен, который ворует по-тихому и мучится из-за этого угрызениями совести — но воровать не прекращает.

Примерно то же самое (закроем тему гомосексуализма, он приведён лишь для примера) происходило в СССР. Когда государство ослабло, вдруг стала зашкаливать преступность. Количество «крутых» едва ли не превысило количество предпринимателей, которых они доили. Но все эти люди росли не на «Доме-2» и не на голливудских боевиках, а на пресном, скучном и целкомудрённом советском телевидении, учились в советских школах, ходили на пионерские сборы и на комсомольские собрания. Более того, немалая часть бандитов — те, которые родом из спортсменов — в Советском Союзе были выездными, могли ездить на соревнования за рубеж. Коль скоро их выпускали, они были на хорошем счету у властей и не только не совершали ничего противоправного, но и не высказывались таким образом, что это могло не понравиться начальству. Искусство мимикрии было развито у советского гражданина до степени абсолютного совершенства.

Отчасти это было порождено страхом, укоренившимся во времена довоенных репрессий и сохранившимся даже в эпоху, когда репрессий практически не было. Во времена оны загреметь под фанфары можно было вообще ни за что. Так в 1941 году один инженер (фамилия роли не играет, это не знаменитость, источник информации — родственники, этот человек в 70-е годы был их соседом, а по национальности он украинец родом из Харькова) из оборонного КБ угодил в «шарашку» за то, что просто схватился за голову, узнав, что советские войска оставили Киев (где у него была родня), и сказал «О Господи, что же теперь будет?». Пришили распространение панических слухов и осудили, правда, не послали добывать золото на Колыму или валить лес в Мордовию, а использовали по специальности, ну а в 1943 году после победы на Курской дуге амнистировали, и дорабатывал он уже вольняшкой в том же КБ, где работал, будучи зэком. Даже медалью «За доблестный труд» после окончания войны наградили. Но факт остаётся фактом: погореть можно было на сущей чепухе — у него была просто эмоциональная реакция на дурные вести, а распространение панических слухов осуществляется не рефлекторно, а целенаправленно.

Но это — не единственный фактор. Другим фактором стало то, чем любят гордиться поклонники советского строя: мол, советская культура не опускалась до уровня её потребителя, а подтягивала его к своему уровню. А уровень был задан высоченный — дворянская культура XIX века, без учёта того, что это была культура праздных и обеспеченных людей, а бытие определяет сознание, в полном соответствии с марксистской философией. Хотя гладко было на бумаге. На самом деле шлифовалось и оттачивалось умение говорить одно, думать другое, а делать третье. Крижанич был бы доволен всем, кроме официального атеизма: общество единогласно одобряло добродетель и осуждало грех. На словах. На самом деле, на концерты патриотической песни загоняли для заполнения зала солдат и школьников, как людей бесправных и зависимых, а для себя люди слушали то, что им нравилось на самом деле: либо иностранную попсу и рок, либо русскоязычный шансон (правда, тогда он так не назывался, его называли адекватным сути словом «блатняк»), либо бардов, включая запретного Галича, либо матерные частушки, либо полулегальную в ту пору «Машину времени» — в общем, не Ивана Севастьяныча Баха и не Серафима Туликова.

А все стили соцреализма, будь то большой, суровый или даже исповедальный, изображали человека не таким, каков он есть, а таким, каким он должен быть в сферическом вакууме, соответственно, чтобы поверить в достоверность произведения надо было быть наивнее потомственного почётного лоха в седьмом поколении.

В сочинениях писали, что все поголовно желают стать космонавтами и учёными, а на практике готовились к поступлению в институт народного хозяйства (именно там обучали на товароведа, того самого, который на дефиците сидит) или туда, где конкурс поменьше, чтобы не загреметь в Советскую Армию (это — мальчики, девицы же нередко интересовались такими вузами, где можно познакомиться в матримониальных целях, и немалое их число, закончив какой-нибудь провинциальный политех, не бежало вприпрыжку на завод или в КБ, а отработав по распределению, если не удалось вовремя родить что-нибудь, становились кем угодно, хоть паспортистками в ЖЭКе, лишь бы не технарями; разумеется, речь не обо всех, та же Дедюхова-«Огурцова» работала и довольно успешно по специальности инженера-строителя, но явление было распространённым). Если бы советский идеал был более приземлённым и ориентированным на реального человека, а не сферического дона Кихота в вакууме, возможно, такой уровень лицемерия бы не понадобился.

Практически, в позднем СССР можно было иметь сколь угодно гнилое нутро, главное — не озвучивать этого. Кто озвучил, получал неприятности. А в условиях принудительно навязываемой населению рыцарских этики и эстетики обладатели гнилого нутра получали конкурентное преимущество перед теми, кто либо принял моральный кодекс строителя коммунизма всерьёз, либо придерживались его хотя бы внешне со страха, чтобы чего не вышло. Ничего удивительного в том, что они расхватали все руководящие места ещё в СССР, а те, кому для этого образования не хватило, взяли своё в ранние 90-е, став бандитами (потом, конечно, низовой слой в силу глупости перестрелял друг друга, околел на зонах от палочки Коха и снаркоманился, но поначалу они правили бал только так).


Короче говоря, романтические поклонники СССР де-факто призывают к возрождению того царства вранья и лицемерия, которое было в ходу в те времена. Когда дерьма было не меньше, чем в любую иную историческую эпоху, но его либо замалчивали, либо на голубом глазу отрицали, прекрасно зная, что оно есть.


Яндекс.Метрика
Tags: СССР, лицемеры, общество, социальная психология
Subscribe

Posts from This Journal “лицемеры” Tag

  • О ростовщичестве и исламе

    Легенда о том, что якобы в исламе нет ростовщичества легко разбивается фактами, которые приводят представители царской колониальной администрации в…

  • Одиннадцатая заповедь

    Десять заповедей от Бога знают все. Кто не помнит, может освежить знания в Библии. А есть ещё и одиннадцатая, от чёрта — не попадайся. И она вошла в…

  • А на самом ли деле они мусульмане?

    Прочитал любопытное сообщение: часть просителей убежища в Финляндии с подачи своих адвокатов сменили веру, перейдя в христианство. Поскольку в…

promo steissd december 8, 2005 13:55 152
Buy for 100 tokens
Via una_ragazza_o Выделения в тексте — мои. 10 августа 2000 г. — Иранские парламентарии-сторонники реформ намерены настаивать на повышении брачного возрастного ценза с 9-ти до 14-ти лет для девочек и с 15-ти до 16-ти лет для юношей. Существующий сегодня столь нежный брачный возраст…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment