steissd (steissd) wrote,
steissd
steissd

Categories:

Немного о вьетнамцах

Воевали они много. Тем не менее, несмотря на потери, ни к французам, ни к американцам общенародной неприязни во Вьетнаме нет, туристы из тех стран чувствуют себя во Вьетнаме вполне комфортно, и если вьетнамцы кого и не любят, то китайцев (впрочем, за пределами Китая их не любят во всей Азии, судя по тому, как резво местное население начинало вырезать китайские диаспоры во время японской оккупации).

Внешне они отличаются высокой степенью кавайности, напоминая ушастых октябрят чуть ли не до 40-50 лет.


Это небольшое государство тянется на 1600 км вдоль восточного побережья полуострова Индокитай. Местные жители худощавые и небольшого роста, но эти люди любят улыбаться, всегда готовы оказать помощь и с удивительным гостеприимством встречают друзей. Даже не верится, что почти вся история этой страны связана с постоянной борьбой за независимость...

Название страны Вьетнам происходит от двух составляющих — «вьеты» (наименование нации) и «нам» (юг). Впервые оно встречается в творениях местных поэтов XVI века. Вьеты — это народность, которая с давних времен являлась коренным населением данной территории. Согласно народному преданию, предками вьетов была супружеская пара — Лак Лонг Куан и Ау Ко.

Адам и Ева из сказки



Ау Ко была молодой прекрасной феей, которая жила высоко в горах. Она странствовала и лечила всех, кто нуждался в этом, ибо была искусна в исцелении. Однажды ее напугало чудовище, и она бросилась прочь, обратившись в журавля. Это увидел сын морского дракона Лак Лонг Куан. Он вырвал из земли скалу и убил чудовище. Когда же Ау Ко остановилась посмотреть, кто ей помог, она снова обернулась феей и влюбилась в своего спасителя. В результате они поженились и вскоре родили мешок с сотней яиц. Через некоторое время из них появились на свет сто детей.

Однако семьи так и не получилось: мужа, который был властелином водной стихии, всегда тянуло в море, а его жена предпочитала находиться в горах. В итоге Лак Лонг Куан сказал супруге: «Я из рода драконов, ты из рода фей. Хотя мы и любим друг друга, нам нужно расстаться и разделить детей поровну». Так они и сделали: пятьдесят сыновей ушли с отцом к морю, а вторая половина сыновей ушла с матерью и поселилась в горах.

Лак Лонг Куан и Ау Ко


Подчинив себе прибрежные равнины, Лак Лонг Куан посадил на престол старшего сына, провозгласив его королем Хунг, а страну назвал Ванлангом (нынешний Вьетнам). Тогда же он научил людей пахать и сеять, выращивать рис, а Ау Ко показала им, как сажать тутовые деревья и разводить гусениц шелкопряда. Она же рассказала людям про сахарный тростник и его сладкий сок. С тех пор вьетнамцы считают себя потомками дракона и феи.

Легенда и история



Но это легенда. Археологические находки свидетельствуют, что самые первые жители Северного Вьетнама появились здесь около 500 тысяч лет назад, а местное население, возможно, занималось сельским хозяйством уже за 7 тысяч лет до н. э.

Ванланг — первое протогосударственное образование древних вьетов (VII-III вв. до н. э). Что же касается королей династии Хунг, то они заботились о благосостоянии своего государства: налаживали ирригационную систему и активно развивали рисоводство. Обретение Ванлангом могущества способствовало последующему объединению вокруг него других племен. Точные границы союза Ванланг неизвестны, хотя и установлено, что его столица располагалась на северо-западе от современного Ханоя.



В результате в северной части современного Вьетнама — Бакбо — образовалось мощное племенное объединение. Однако оно не могло чувствовать себя спокойно. На севере уже набирала вес великая Поднебесная империя, которая вскоре начала проявлять повышенный интерес к плодородным южным землям. Поэтому перед Ванлангом уже на раннем этапе его развития возникла необходимость в контактах с ближайшими соседями — населением гор.

И хотя сказание о драконе Лак Лонге и птице-фее Ау Ко — всего лишь легенда, оно таит в себе глубокую истину. Горная и равнинная части древнего Вьетнама были заселены этнически родственными народами, которые воссоединились в III веке до н. э. Основной причиной объединения стала нарастающая угроза с севера — со стороны Китая, где к власти пришел клан Цинь во главе с императором Цинь Шихуанди.

Народы гор и равнин вынуждены были объединить свои усилия для встречи новой опасности с севера. На месте Ванланга образовалось государство Аулак, просуществовавшее несколько десятилетий. Во II веке до н. э. страна была захвачена китайской династией Хань, и с тех пор Вьетнам попал под владычество китайских феодалов на более чем десять столетий.

В X веке Вьетнам завоевал свою независимость и получил название Дайвьет. В те времена приходилось вести непрерывные войны против нашествий со стороны китайских и монгольских феодалов. Позже вьеты сражались с французами и американцами. И, как правило, успешно: войны заканчивались блестящими победами, и после каждой из них Вьетнам становился все сильнее и начинал новый этап в развитии.

Барабаны Донгшона



Уже в бронзовом веке на севере Вьетнама родилась единая и самобытная донгшонская культура — первая цивилизация Индокитая. Широкую известность она получила благодаря уникальным бронзовым барабанам. Показательно, что один из первых барабанов был обнаружен русским ученым-востоковедом Голубевым, переехавшим во Францию и 16 лет проработавшим во Вьетнаме.



В мае 1925 года, находясь в провинции Тханьхоа, он купил небольшую бронзовую вещицу, которая привлекла его внимание своей великолепной древней патиной. Из расспросов выяснилось, что вещица была найдена вместе с другими бронзовыми предметами недалеко от деревни Донгшон, на правом берегу реки Ма. Из-за недостатка времени ученый не смог тогда осмотреть указанное место, но, вернувшись в Ханой, сообщил о находке археологам.

На следующий год в Донгшоне начались раскопки, которые велись затем в течение нескольких лет, принеся небольшой деревеньке мировую известность. Здесь были обнаружены многочисленные захоронения тогда еще неизвестного типа. На небольшой глубине находились кости людей и среди них разнообразные бронзовые предметы, в том числе и так называемые бронзовые барабаны.

Один из таких барабанов уже был в музее Луи Фино в Ханое, но его привезли из какой-то пагоды, расположенной в Тонкинской провинции Ханам, и тогда его появление не вызвало особого интереса и отклика ориенталистов. Теперь же, после раскопок, все находки поступили в Музей Фино, где их изучением и занялся Голубев. А в 1930 году вышла в свет его работа, где он описал новую донгшонскую культуру.



Под пытливым взглядом исследователя «ожили» изображения на дисках донг шонских барабанов. Ему удалось доказать, что сцены и композиции орнамента отражают магические церемонии, связанные с поклонением духам предков и тотему-птице. Сам же бронзовый барабан служил для вызова этих духов аналогично монгольским шаманским барабанам, тибетским гонгам или японским бронзовым колоколам дотаку.

Трудолюбие и упорство



Трудолюбие — ключевая черта вьетнамцев (да и остальных азиатов тоже, японцы и китайцы ни разу не бездельники — прим. steissd). Их основное занятие — пашенное заливное рисоводство. В стране выращивают более 200 сортов риса. Из ремесел особенно развиты ткачество, вышивка, плетение и роспись по лаку. Деревни окружены живыми бамбуковыми изгородями и имеют уличную планировку. Жилища вьетов каркасные, главное место в доме — алтарь предков.

Внутреннее убранство в домах скромное и состоит из нар, ларей для хранения утвари, циновок и гамаков. До сих пор используется посуда из бамбука и кокосовой скорлупы. Основная пища вьетов — рис, овощи, рыба, соевые соус и молоко, а также суп из рисовой лапши. Распространены курение табака, жевание бетеля и обычай чернения зубов.



Вьетнамцы устраивают регаты, которые должны умилостивить водных духов, которые ушли в море с отцом Лак Лонг Куаном. При этом их лодки напоминают тело змеи, а носовые части украшены изображениями дракона. Местные жители уверены, что духи такие же азартные, как и люди. Поэтому в благодарность за интересные состязания они поддерживают нужный уровень воды в реке и посылают обильный урожай.

На такой земле не могли не родиться стихи и песни. Они рождались в народе под обаянием природы, сплавленной из буйства красок и акварельной мягкости оттенков и полутонов. Пели во Вьетнаме все, даже короли. Известно, например, что вьетский государь Ле Дай Хань в 985 году, принимая во дворце посла сунского императора, «самолично затянул песнь приглашения к винопитию». Этим он чрезвычайно удивил чопорного китайского вельможу. По его словам, в тот момент государь ничем не отличался от рядового крестьянина.

Источник.


Яндекс.Метрика
Tags: Азия, культура, туризм
Subscribe
promo steissd december 8, 2005 13:55 152
Buy for 100 tokens
Via una_ragazza_o Выделения в тексте — мои. 10 августа 2000 г. — Иранские парламентарии-сторонники реформ намерены настаивать на повышении брачного возрастного ценза с 9-ти до 14-ти лет для девочек и с 15-ти до 16-ти лет для юношей. Существующий сегодня столь нежный брачный возраст…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment