steissd (steissd) wrote,
steissd
steissd

Чем они отличаются?

И впрямь с ума сойдешь от этих от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений.



© А.С.Грибоедов, «Горе от ума»



А на самом деле, чем гимназии и прочие лицеи отличаются от школ и ПТУ? Кроме размеров оплаты за учёбу для тех, кого не взяли на казённый кошт (сейчас это называется бюджетными местами) по причине лености, олигофрении или отсутствия у родителей средств на взятку?


Сейчас гимназии переживают второе рождение. В дореволюционные времена этот тип учебных заведений часто критиковали за казарменный дух и явно выраженный сословный характер. Естественно, современные гимназии не стали копией старой модели. В то же время он сохранили все лучшие черты, в частности глубину и основательность подачи материала и высокую требовательность к ученикам.

Гимназии — не единственные средние учебные заведения, выходящие за рамки общеобразовательных стандартов. Лицеи и школы с углубленным изучением предметов тоже предлагают более высокий уровень обучения. Что же между ними общего?

Для всех этих учебных заведений характерны повышенные требования к ученикам не только в плане успеваемости, но и в плане дисциплины, конкурс на поступление и увеличенная учебная нагрузка. Именно поэтому до 100% их выпускников попадают в самые престижные вузы страны и нередко становятся призерами различных олимпиад. Некоторым предметам в лицеях и гимназиях обучают преподаватели вузов, способные не только изложить материал, но и обучить решению задач повышенной сложности.

Ну, а что касается различий, то лицеи в последнее время делают уклон на физико-математическое и естественно-научное направления, а гимназии – на гуманитарное. Хотя такое деление весьма условно. И все-таки отличия лицеев и гимназий от обычных школ гораздо глубже, чем количество часов, отведенных на тот или иной предмет. Различаются сами принципы обучения.

Лицей или гимназия — это больше, чем просто школа



Если в обычной школе учитель математики подробно разъясняет тему и показывает, как решаются задачи, то в физико-математическом лицее ученикам предлагают самостоятельно вывести многие математические законы. Таким образом, каждый урок для детей — небольшое открытие (например, они обнаружат, что 2х2 всегда равно тому, сколько скажет учитель, вне зависимости от использованных цифр для записи чисел: римских, арабских, древнерусских и т.п. — прим. steissd). А на уроках физики ученики не корпят над учебниками, а в лабораторных условиях постигают эту сложную науку. Стоит ли говорить, что хорошие оценки в лицее ставят вовсе не за прилежание и старательность, а за реальный прогресс в знаниях.

Ничуть не легче учиться в гуманитарных гимназиях. В расписании здесь фигурируют по два-три иностранных языка, а в некоторых гимназиях ученики изучают еще и мертвые языки — древнегреческий или латынь*. В заведениях гуманитарно-правового направления наряду с другими предметами изучают основы юриспруденции. А психология, экономика и история искусств — норма для большинства гимназий. При этом остальные дисциплины, предусмотренные школьной программой, ничуть не страдают. Ведь для того, чтобы получить аттестат, выпускник должен освоить все, что предусмотрено программой обычной школы.

Но самое интересное, что учеников гимназий и лицеев привлекает вовсе не возможность поступления в престижный вуз. Они готовы усердно учиться просто потому, что им это интересно. Радость интеллектуальных открытий, «взрослые» отношения между учителями и школьниками, подразумевающие взаимную ответственность — стимул помощнее, чем аттестат «с отличием».

Естественно, повышенная учебная нагрузка по плечу не каждому. Не зря в гимназиях и лицеях работают штатные психологи, умело определяющие, кому из отстающих необходимо просто поверить в свои силы, а кому стоит вернуться в обычную школу.

Специализированные школы, лицеи и гимназии организуют прием новых учеников по разным моделям. Некоторые из них начинают набор с первого класса, другие — с пятого, а большинство лицеев организует прием только в выпускные классы.

Новичкам недостаточно предъявить личное дело с отличными оценками за прошлые годы. Придется еще и выдержать вступительный экзамен.

Учеба в лицее или гимназии — тяжелый труд, требующий от ребенка терпения и усидчивости. Однако усердные занятия не проходят даром, ведь «отрыв» гимназистов от сверстников из обычных школ просто поразительный. А значит и шансы поступить в престижный вуз гораздо выше.




* Кстати, о мёртвых языках. Порой их преподают так, как если бы готовили обучающихся к общению с зомби. Как-то с американскими студентами-гуманитариями из-за этого вышел конфуз. Попали они в Грецию и обратили внимание, что понимают написанное на большинстве вывесок, ибо древнегреческий кое в чём совпадает с новогреческим. Ну, и решили, что незачем обращаться к грекам по-английски, тем более, что те его знали в 30-е годы прошлого века через пень-колоду. Даром, что ли они учили в Гарварде язык Аристотеля, Платона и предков Дженнифер Псаки?

И вот как-то, собравшись посетить острова, они обратились к хозяину парового катера, чтобы узнать, во сколько обойдётся им путешествие. Если бы не американский акцент, выдававший в них иностранцев, то наверное, он вызвал бы бурбухайку с санитарами. Ибо вопрос прозвучал, если перетолмачить его на русский, примерно так: «Скажи, о достойный кормчий туры ладьи, за какую мзду ты сможешь доставить путников на такой-то остров на своём утлом челне?».

Источник.


Яндекс.Метрика
Tags: образование, ребёнки
Subscribe
promo steissd december 8, 2005 13:55 152
Buy for 100 tokens
Via una_ragazza_o Выделения в тексте — мои. 10 августа 2000 г. — Иранские парламентарии-сторонники реформ намерены настаивать на повышении брачного возрастного ценза с 9-ти до 14-ти лет для девочек и с 15-ти до 16-ти лет для юношей. Существующий сегодня столь нежный брачный возраст…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments