?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Большинство ушастых не очень любят выполнять домашние задания. Но ничего не поделать, выполнять их надо. Как поступать родителям, как помочь малышу, не делая работу вместо него? Ссылка на статью Оксаны Жеменик пойдёт в раздел детского проекта "Учёба".



Вот и начался учебный год, а значит, пора школьникам всерьез браться за книжки и садиться за уроки. Но для многих родителей одной проблемой становится больше: их ребенок не хочет учить уроки, а все попытки заставить его это делать оказываются пустой тратой времени и нервов. Давайте разберемся, почему так происходит и как изменить ситуацию?

Тактика родителей



Существует несколько вариантов представления родителей о том, когда и как нужно учить уроки. Первый – по принципу «сделал дело - гуляй смело». При этом ребенок сразу после школы, бывает, даже не пообедав, садится за уроки. Объяснения родителей простые: «нечего затягивать, потом не соберешься» или «задание-то легкое, полчаса, и отделаешься». Как правило, у ребенка не получается сделать все быстро и качественно. И это вполне объяснимо: малыш после школы очень устал, совсем не меньше, чем взрослые после рабочего дня. Усталость не позволяет ребенку сосредоточиться, быть внимательным и, самое главное, затрудняет выполнение сложных и точных движений.

Письменные работы – непременный компонент домашних заданий. При утомлении даже самые простые палочки и крючочки не получаются четкими, ровными, красивыми. А ребенок утомлен и очень быстро понимает, что все «не получается», а мама часто сидит за спиной, приговаривая: «Старайся, не отвлекайся, придется переписывать!» Переписывают, но всегда очередной вариант оказывается хуже предыдущего. «Не стараешься!» – возмущается мама и малышу уже недалеко до огорчения, обиды, слез.

Нетрудно представить, как подобная ситуация повторяется изо дня в день, формируя у ребенка не только страх ошибки, очередного недовольства взрослых, но постепенно и отвращения к домашним заданиям.

Другой, но столь же неудачный вариант – уроки вечером, когда взрослые возвращаются с работы. Ситуация иная, но проблемы те же. К вечеру ребенок устает еще больше, даже если после школы «бил баклуши», и все повторяется: неудачи, слезы, обиды. А непрекращающееся недовольство родителей способно отбить охоту делать уроки даже у самого старательного школьника!

Часто ребенок отказывается делать уроки потому, что боится неудач. А ведь ожидание неудачи, повышенная тревожность нарушают все познавательные процессы: внимание, мышление, память, а, значит, чем больше ребенок волнуется, боится неудачи или недовольства взрослых, тем сложнее ему выучить уроки, что-то запомнить, красиво и грамотно написать упражнения, решить задачу. Недопустимо заставлять ребенка переписывать целую страницу из-за помарок и исправлений. Кроха может вырасти безынициативным и нетворческим. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!

С чего начать?



Лучшее время для приготовления домашних заданий – с 15 до 17 часов. После школы ребенок должен пообедать и отдохнуть (лучше погулять). Ученикам младших классов готовить уроки вечером не рекомендуется.

Начинать выполнение домашних заданий нужно с самого легкого, доставляющего удовольствие, с того, что точно получится. Это позволит не только быстрее включиться в работу, но и даст положительные эмоции, поможет поверить в свои силы.

Время непрерывной работы у детей различного возраста отличается. Первоклассники могут не отвлекаясь работать минут 10-15. Поэтому не стоит сдерживать их замечаниями «не вертись, не отвлекайся». Лучше научить изменять позу: вытянуться, встать, сделать несколько простых упражнений, снимающих напряжение глаз (перевести взгляд, зажмуриться, расслабиться).

Дети постарше смогут не отвлекаться минут 25. Но это зависит от состояния ребенка. Например, если он чем-то расстроен, плохо себя чувствует или напряжен, то время эффективной работы резко сокращается. Подростки тоже не очень усидчивы, и это связано с особенностями психологических и функциональных изменений, происходящих в этом возрасте. Пятнадцатилетние дети могут сосредоточенно работать 30-40 минут, но потом тоже нужно сделать перерыв. Работа в один присест, по принципу «пока не закончишь, не встанешь», малоэффективна и создает дополнительное напряжение.

Формируйте полезные навыки



За учебный год ваш малыш заполняет 20 тетрадей, прочитывает от корки до корки 5-7 учебников и выполняет по ним все задания. Гигантский труд! В ваших силах ему помочь.

1. Учите ребенка распределять время и бережно к нему относиться. Очень важно, чтобы малыш делал уроки быстро. В его представлении выполнение домашнего задания должно быть чем-то насыщенным и занимающим небольшой отрезок времени, сравнимый с одним уроком в школе. У малыша должно оставаться достаточно энергии на паузы, во время которых он может прислушаться к себе, своим желаниям, пробуждающимся талантам и попробовать свои силы в чем-то, не предусмотренном школьной программой, но к чему тянется душа.

2. Присутствие в жизни школьника увлечений и хобби отнюдь не мешает успеваемости, а, наоборот, делает его более организованным и ответственным. Важно только расставить приоритеты: сперва школа, потом остальное. И не навязывайте сами ребенку кружки и секции, иначе вместо проворного «всеуспевайки» получите апатичного «нехочуху». Это должна быть только его инициатива. Ваше дело – просто ознакомить его с «ассортиментом»!

3. Чтобы у ребенка сформировались навыки планирования и контроля своих действий, необходимые для работы над уроками, играйте с ним в любые игры, в которых есть правила: подвижные (прятки, жмурки), настольные (монополия, домино), спортивные (теннис, бадминтон).

4. Часто причиной трудностей во время выполнения домашнего задания является слабый навык чтения. Не заставляйте малыша читать по два часа каждый день, это вызовет только отвращение к книгам. Лучше развесьте по всей квартире листочки с короткими словами и слогами. Причем желательно «вверх тормашками» и «лежа на боку»: во-первых, ребенку так будет занятнее, во-вторых, сформируется навык узнавания слова в любом положении, а это – составная часть скорочтения.

Не стоит стоять за спиной малыша, отслеживая каждое движение. Лучше вместе разобрать задания и уйти (заняться своими делами), но ребенок должен быть уверен, что вы обязательно поможете, если будет что-то непонятно. Кроме того, пусть он знает, что вы спокойно объясните и раз, и два, и три, не проявляя нетерпения и раздражения. Тогда ваш малыш не будет бояться попросить вас о помощи!



Рейтинг блогов
promo steissd декабрь 8, 2005 13:55 152
Buy for 100 tokens
Via una_ragazza_o Выделения в тексте — мои. 10 августа 2000 г. — Иранские парламентарии-сторонники реформ намерены настаивать на повышении брачного возрастного ценза с 9-ти до 14-ти лет для девочек и с 15-ти до 16-ти лет для юношей. Существующий сегодня столь нежный брачный возраст…

Comments

( 4 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )
monoplan
Nov. 21st, 2009 07:42 pm (UTC)
а что делать со второй сменой?
второй класс. учимся с 14 часов.
вечером война и немцы, утром если плотно работает - устает в школе.
steissd
Nov. 21st, 2009 07:47 pm (UTC)
У меня была та же история в 1-3 классе: учился во вторую смену. Да ещё родители требовали отбой в 21.00 и ни секундой позже. Выматывался, как собака, времени ни на что больше не оставалось, но как-то пережил эти три года. А потом, в 4-10 классах, учился в первой смене. Даже не знаю, что и сказать, тут у Вас такой форс-мажор нарисовался. А перевести туда, где малыши учатся в первую смену, невозможно?
f00001
Nov. 22nd, 2009 06:51 am (UTC)
вторая смена имеет свои плюсы, надо просто подобрать режим под ребенка - и так попробовать и эдак. Мой утром ничего не делал - своими делами занимался, единственное - просила его час почитать. Вечером отбой в 22 был. Уроки делали вечером, до прихода родителей он делал черновик и отдыхал когда хотел, после проверки - переписывал, устные легко давались, да и заданий было немного - тут надо перед учителем вопрос поставить если много задают.
Сейчас в первую к 8, не высыпается, очень устает, вырубается в 21, хотя сам по себе он жаворонок. Заданий неизмеримо больше!
f00001
Nov. 22nd, 2009 06:59 am (UTC)
хорошая статья, подтверждаю! дошли до всего сами, методом проб и ошибок. Теперь после школы приходит, неспешно обедает (где-то час) и с удовольствием читает час!! (а то не заставишь). Потом уроки - причем засекали вначале время, т.к. он не верил, что на самом деле уроки можно быстро поделать, а когда убедился - стал с большим желанием за них браться. Потом играет час в компьютер (без 1 часа чтения не разрешаю) или телек. Вечером для режима так же важны традиции - мы с пеленок ему на ночь читаем. Вот и до сих пор уже 5 класс - читаю почти каждый день. Отбой в 21, тк. организм такой -надо заставить отдохнуть.
Остальное не так гладко, наверное, изза родительской лени. ХОроший совет тут про игры, играемся, но не часто - просто дела-дела..
и еще воспользуемся обязательно карточками.
хотя знаете. Читала я записку одну, написанную ребенком в школе (типа объявления). так прикольно!! сложные словарные слова написаны совершенно верно (типа удвоенного Н) - а остальное! ну такие смешные ошибки, и так все это комично - тут без чтения, я думаю не обойтись.
( 4 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel