?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Родителям, понятное дело, нужен. Большинство работают, и не всегда есть бабуля, готовая посидеть с ушастым. А есть и такие бабули, от которых ушастого надо держать подальше. Например, малограмотные, пьющие, с психическими болезнями, рассеянные или поклонницы Гэ Пэ Малахова (ещё напоит мелкого эмульсией из мочи, керосина и дохлых пчёл). Но вот нужен и садик самому ушастенькому? Материал пойдёт в раздел детского проекта "Детский сад и школа".



Вопрос этот не сходит со страниц журналов и сайтов для родителей – а значит, тема эта спорная, и единого мнения до сих пор нет, несмотря на то, что сами сады существуют в нашей стране давным-давно. Конечно же, не осталась в стороне от дискуссий и я – и как психолог, и как мама, и как бывшая воспитанница детсада.

Итак, мое мнение таково: сады – вынужденная необходимость для ребенка, и если есть возможность ее избежать – лучше избежать. Но если сад все же неотвратим в силу сложившихся у вас обстоятельств, нужно попытаться свести все недочеты к минимуму и попробовать извлечь из этих обстоятельств максимум пользы.

Традиционно считается, что в саду ребенок получает представление о распределении ролей в коллективе и учится:
- коммуникации и взаимодействию со сверстниками и взрослыми людьми,
- самостоятельности,
- дисциплине.

То есть, по сути, сад – это первая социальная модель, в которую ребенок оказывается вовлечен, и это способствует его последующей адаптации в школе и умению общаться с людьми.

Однако давайте подумаем: ведь если честно, то все эти навыки ребенок может получить и вне детсада. Навыки № 1 и 4 идеально развиваются в школах раннего развития. Там вообще на начальном этапе именно на этом и делается акцент: ребенок социализируется, причем мягкими способами, а не добровольно-принудительно, по принципу «не умеешь – научим, не хочешь – заставим». Навыки же 2 и 3 – самостоятельность и дисциплина – это те вещи, которым вы, дорогие родители, вполне можете научить ребенка и сами, не кивая на садик.

О самостоятельности: конечно, дома возятся и опекают больше, но это – от большой (и слепой!) любви и недальновидности. Ребенок рано или поздно должен будет стать самостоятельным – так не лучше ли научить его самостоятельности, дав дома больше свободы и простора для инициативы, чем надеяться на сад?

Часто наблюдаю такую картину: в саду ребенок делает все сам: одевается, ест, даже кроватку застилает, а дома – все как «обрубает»… А зачем – «добрая» мама и так все сделает. А ведь мама могла бы подумать не о порядке в доме, а о порядке в голове малыша. Это сродни тому, как ребенок, не говорящий в семье, быстро заговаривает в саду: дома-то все ловят «с губ», а в саду хочешь жить – умей вертеться. Однако и дома родителям вполне ведь посильно простимулировать ребенка говорить, а не бежать к нему с тарелочкой при первом же намеке на «ам-ам».

Теперь о дисциплине. У кого в семье с этим проблемы – как правило, и в саду тоже. Облегчение для мамы состоит в том, что большую часть дня ребенок мотает нервы не ей – поэтому, конечно, поступление в садик она отмечает как серьезный прогресс в поведении. Да и ребенок за день растрачивает большую часть «запала» на других детей и воспитателей (сравните, для примера, сколько слов в минуту вы выдаете вернувшемуся вечером мужу, просидев весь день дома с дитем – и сколько, возвратившись вымотанная с работы, где весь день «вербально общались с клиентами»).

Но на самом деле проблемы как были, так никуда и не делись: просто попробуйте забрать дите из сада дней на 10 – что будет? Правильно, все вернется на круги своя. Кроме того, часто мамы говорят, что вот «в саду на него не жалуются, а дома – просто кошмар». Да просто в саду на него почти не обращают внимания – ну разве что вытворит совсем уж нечто эдакое. А вот мама эмоционально реагирует на ребенка всегда! Кстати, дети, безобразничающие в саду, как правило делают это от отчаяния, когда и дома внимания не дождешься: ну, чтоб хоть кто-то заметил. Это такой крик о помощи: «Я – есть!!! Не любите меня за хорошее, так обратите внимание хоть за плохое!»

Меня вообще умиляет, как некоторые мамы надеются на сад, как на армию: вот пройдет в сад – там его исправят. Ну-ну…

Еще момент: детсад становится интересен и привлекателен для ребенка лишь с того возраста, когда он начинает понимать прелесть и ценность общения. Детсад ребятишки начинают с интересом посещать лишь тогда, когда они начинают играть «вместе, а не рядом». Когда же это происходит?

Психологическая зрелость ребенка для поступления в сад у девочек наступает примерно в 3.5-4 года, у мальчиков – в 4-4.5 года. Эмоциональное удовольствие от дружбы и общения ребенок начинает получать только лет с 4-5. А многие ли имеют возможность и желание 4 года сидеть с ребенком дома? Вот и волокут его, бедолагу, в садик, как только маме нужно на работу выходить – то есть лет с 1.5-2, а некоторых и раньше. Единицы адаптируются к такой ситуации, но большинство – страдают…

Отдельно хотелось бы сказать о здоровье. Увы, дети в садах болеют. Некоторые из соплей и бронхитов не вылезают бесконечно, и этот пресловутый «адаптационный период» длится у них годами: увы, далеко не все детишки ограничиваются «законными» несколькими месяцами болячек… Отчего же это происходит? Да оттого, что родителям нужно на работу, и они хоть тушкой, хоть чучелом, но ведут дите в садик… С соплями... С кашлем… С желудочными расстройствами… А иммунитет-то слабенький еще…

Многие ратуют за «развитие» иммунитета, указывая это как плюс садиков, но совершенно упускают из вида тот факт, что иммунная система ребенка вступает в силу, так сказать, годам к 6-7, а то, что происходит ранее – просто издевательство над детскими организмами (примерно как учить сидеть в 4 месяца). Да, очень редко встречаются такие уникумы, но в большинстве случаев – в подавляющем большинстве – это непосильная нагрузка на опорно-двигательный аппарат. Точно так же, как и «иммунизация коллективом» для малышей до 6 лет.

Утверждение «мы всеми садовскими болезнями переболели, организм значительно окреп, а домашние то и дело болеют, следовательно – занятия пропускают, что не есть хорошо в первом классе» – чрезвычайно спорно. Да, нехорошо, что дети отвлекаются от учебы, но это – упущение их родителей: за год до школы следовало бы поводить ребенка в школу раннего развития и занять его спортом – так иммунитет укрепляется гораздо лучше, нежели «переболением» в нежном возрасте.

Обманчивое это благополучие, просто нам так хочется верить, что мы сделали правильный выбор. «Развивалка» лучше в том плане, что нет такой нагрузки на иммунную систему, как в саду, поскольку ребенок больше подготавливается к режиму школы (ведь в школе дети именно занимаются вместе, а не живут – то есть не едят, не спят и не гуляют).

И последнее: детсад – такая среда, где встречаются и очень тесно общаются дети «из самых разных слоев общества». То есть из сада несут многое: привычки, словечки, а главное – мировоззрение. И если годам к 7, когда ребенок идет в школу, он уже успеет впитать вашу семейную систему ценностей, то малыш 2-3 лет, поступающий в сад и проводящий там почти все свое время, напитывается ценностями, взглядами и приемами общения тех, кто составляет его непосредственное окружение. В том числе – и детей из неблагополучных (в первую очередь – морально и психологически) семей, и (если не повезет) малокультурных и малоразвитых воспитателей…

Боже упаси, я не хочу оскорбить воспитателей «как класс». Как и в любой профессии, среди них есть и прекрасные люди, любящие детей, и высокопрофессиональные специалисты. И их очень и очень немало. Но! Специфика нашей страны состоит в том, что такое важное дело, как воспитание детей, оплачивается просто неприличными деньгами, что исключает возможность конкурсного отбора достойнейших и лучших, и привлекает в профессию буквально «кого Бог пошлет». А посылает он, увы, зачастую совсем кого попало…

Словом, из всего этого и формируется среда, которая воспитывает наших детей.

Автор - Наталья Проценко




Продолжение следует.

Рейтинг блогов
promo steissd december 8, 2005 13:55 152
Buy for 100 tokens
Via una_ragazza_o Выделения в тексте — мои. 10 августа 2000 г. — Иранские парламентарии-сторонники реформ намерены настаивать на повышении брачного возрастного ценза с 9-ти до 14-ти лет для девочек и с 15-ти до 16-ти лет для юношей. Существующий сегодня столь нежный брачный возраст…

Comments

( 16 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )
earlyhawk
Nov. 8th, 2009 08:44 am (UTC)
Оргомное спасибо за раздел! Куча полезностей.
steissd
Nov. 8th, 2009 08:52 am (UTC)
Если считаете, что раздел полезный, то пиар приветствуется :))
earlyhawk
Nov. 8th, 2009 08:57 am (UTC)
Ой, что это я =)
dok_zlo
Nov. 8th, 2009 09:30 am (UTC)
будет правильным снабжать каждую с сылками на последующие. спасибо.
steissd
Nov. 8th, 2009 09:52 am (UTC)
Это есть в строке самого проекта: ч.1, ч.2 и т.п. - со ссылками.
akatik_jr
Nov. 8th, 2009 11:45 am (UTC)
Пожалуй, первый материал, с которым в корне не согласна. Сад - это единственное место, где ребенок проходит социализацию. Группы раннего развития, бассейны и прогулки - это тепличные условия, под боком прибегающие на помощь родители и реально самостоятельно разрешать конфликты детей иначе не научишь. В развивалках Монтессори вообще контакты между детьми сведены к минимуму. Опять же болеют в саду не только и не столько от зараз, приносимых другими, а от обмена бактериями чужими в ограниченном помещении, что гораздо менее выражено в студиях и бассейнах. Также по мнению большинства других психологов 3 года - возраст, когда ребенок дозревает до сада.
В одном соглашусь - надо тщательно выбирать сад и ориентироваться на воспитательницу, от нее зависит многое. У нас обе воспитательницы как родные, детки в группе вообще не плачут. Ребенок после месяца в саду стал спокойнее, контактнее с детьми, буйная энергия, которой дома не хватало выхода, наконец нашла выход - танцы, занятия - и все довольны.
Я категорически за садик. В определенный момент ребенку мало родителей, ребенка пора выпускать из-под юбки.
chaiika
Nov. 8th, 2009 02:22 pm (UTC)
"Группы раннего развития, бассейны и прогулки - это тепличные условия, под боком прибегающие на помощь родители и реально самостоятельно разрешать конфликты детей иначе не научишь."

это смотря какие родители. одни дадут свободу решать детям проблемы самостоятельно, даже присутствуя при конфликте лично, а другие и в 8м классе в школу будут бегать, с обидчиками разбираться
akatik_jr
Nov. 8th, 2009 08:25 pm (UTC)
Я очень за вас порадуюсь, если у вас так получится. Я пока не видела реальных примеров, подтверждающих существование таких отличных родителей (а именно мам), которые позволят ребенку (обеим желательно сторонам конфликта) разбираться своим умишком и своими силами. Рано или поздно так или иначе срываются.
chaiika
Nov. 8th, 2009 02:23 pm (UTC)
"а от обмена бактериями чужими в ограниченном помещении"

и не бактериями вы хотели сказать, а, видимо, вирусами?
akatik_jr
Nov. 8th, 2009 04:40 pm (UTC)
Я не врач, возможно вы и правы.
steissd
Nov. 8th, 2009 04:14 pm (UTC)
Ну, я в саду не был ни одного дня в 1966-69 гг. В 1969 г. пошёл в школу и особых проблем к адаптации к требованиям не было.
akatik_jr
Nov. 8th, 2009 04:40 pm (UTC)
У меня муж "несадиковский ребенок". Знаете, это очень заметно, по крайней мере по нему. Если бы он не женился, то вообще говорить бы перестал, так он сам шутит :) Адаптация к людям так и не произошла :)
Вообще-то сколько людей столько и мнений. Я выразила свое - я садиком довольна применительно к этому конкретному ребенку.
ne_goruy
Nov. 9th, 2009 11:48 am (UTC)
очень многое зависит от садика. Мои трое - все посещали один сад и были в группах у одних и тех же воспитателей (так получилось :)). И никаких проблем не возникало - в группу стремились, воспитательниц обожали (старший, которому уже 17, даже до сих пор ходит в гости - и не он один!). Просто так получилось, что в садике создался коллектив, где воспитательницы детей реально любят. Детки это очень хорошо чувствуют и соответственно реагируют. Но, опять же, это нам так повезло в нашей деревне...
vinniwolf
Nov. 10th, 2009 11:04 pm (UTC)
Спасибо за статью. Есть над чем подумать)
п.с. Что касается понимания прелести общения - Моя племянница с двух лет ходит в садик и сразу его полюбила. Всегда с удовольствием ходит.
steissd
Nov. 11th, 2009 07:31 am (UTC)
Так в самом материале говорится, что есть ушастые, которые прекрасно адаптируются к садику.
krokertg
Nov. 24th, 2009 11:29 am (UTC)
отличная статья
передумали отдавать ушастого с сад (ему 2 года)
есть няни, есть школа раннего развития и с вечера и до утра - родители (т.е. мы) без бабушек/дедушек
ежедневно по 2-3 часа с удовольствием проводит на занятиях (называет это "идти в школу" - специально приучили), занимается английским, французским, обуч. чтению (Зайцев) танцами, "бэби-спортом"(т.е. обычная физкультура)
видно, что еще остается масса энергии - вечером бурно играем, читаем и т.д.
каждые выходные "организованной толпой" друзей с детьми (они дружат между собой) ходим в бассейн
ушастый активный очень, нас это устраивает, т.к. сами не привыкли сидеть на месте, с 6 месяцев начали вывозить его с собой парапланиться (т.е. покопошиться с друзьями, пока родители парапланяться)
если полноценно жить ребенком и жить в такт с ребенком, "социальные костыли" в виде детского сада не нужны
я в д/с не ходила (конец 70-х), детство вспоминаю с удовольствием, стараюсь воссоздать нечто похожее для сына
отсутствие д/с в моей жизни дает возможность по сег. день не зацикливаться на условностях и жить максимально свободно и с удовольствием
( 16 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel