?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Эти страшные стрелялки

Распространённое мнение связывает детскую агрессивность с компьютерными стрелялками и насилием по ТВ, при этом совершенно пренебрегается то, что в послевоенное время в Союзе уровень агрессивности малолеток был намного выше нынешнего (а в 20-е годы вопрос хулиганства даже поднимался на самом высоком уровне), хотя компьютерные игры отсутствовали даже на уровне термина. Наверное, не стоит путать причину со следствием... О компьютере и ушастой мелочи рассуждает детский психолог. ссылка пойдёт в раздел "Повседневные проблемы" детского проекта.



Ты удивляешься: когда это твое чадо, которое обожало сказки о добрых волшебниках и засыпало в обнимку с плюшевым медведем, успело превратиться в воинственного вождя команчей, разбирающегося в оружии лучше своего дедушки-полковника? Что интересного находит юный геймер, по сотому кругу запуская одни и те же «стрелялки» и «бродилки»? Почему ему так нравится устраивать кровавые баталии (к счастью, виртуальные)? Отчего дети, выросшие в интеллигентной и дружной семье, так охотно перенимают агрессивные модели поведения, навязываемые им извне? Не спеши говорить: «Всему виной эти ужасные компьютерные игры». Корни детской жестокости лежат намного глубже.


Здравствуй, новый мир!


Пока твой малыш был совсем крохотным, ты могла следить за каждым его шагом, он еще не умел скрывать свои мысли и чувства. От тебя он получал все сведения об окружающем мире – и угроза негативного влияния извне была минимальной. Когда кроха подрастает и идет в садик или школу, родители перестают быть для него единственным источником информации. Ребенок смотрит телевизор, осваивает новые игры: пока они – единственный доступный для малыша способ социализации. Разумеется, невозможно сделать так, чтобы сын (или дочь) получал из внешнего мира исключительно позитивную информацию, которая развивала бы в нем доброту, милосердие и сострадание. Детский мозг – как губка – способен впитывать невероятное количество информации. А еще малыши легко поддаются чужому влиянию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что порой твой ребенок говорит или делает неправильные, на твой взгляд, вещи. Во всяком случае, ты уж точно такому не учила. И ты задумываешься: а так ли уж не правы сторонники строгой цензуры детских развлечений, выступающие за запрет суперпопулярных компьютерных игр и призывающие родителей не разрешать своим чадам смотреть телевизор?


Суррогатные победы


Ты, наверное, замечала, что, проведя целый день у экрана монитора, твой малыш капризничает без видимых на то причин, плохо спит и жалуется на ночные кошмары. Безусловно, злоупотребление компьютерными играми негативно влияет на психику ребенка, он становится более агрессивным и конфликтным.

Однако не стоит путать причину и следствие. Счастливого ребенка, растущего в атмосфере любви и понимания, вряд ли серьезно травмируют какие бы то ни было «стрелялки» или «ужастики». Он, скорее всего, и не будет испытывать к ним повышенного интереса. В то время как для малыша, который не чувствует себя по-настоящему нужным, любимым и защищенным, киберпространство может стать своего рода суррогатом, заменителем ощущений, не пережитых в реальной жизни. Ведь в виртуальном мире так легко проигрывать подавляемые и нереализованные чувства! Здесь неуверенный в себе малыш может запросто ощутить себя всемогущим рыцарем – достаточно всего лишь одолеть нескольких монстров! Интерес к агрессивным фильмам и играм, скорее всего, свидетельствует не о том, что малыш озлобился, а о том, что маленький человечек испытывает чувство незащищенности и внутренней пустоты.
В жестокие компьютерные забавы в большей степени вовлекаются мальчики: с одной стороны, с пеленок в них подавляют проявления эмоций (мужчины не плачут!), с другой – инстинкт завоевателя у них в крови.


Компьютер вместо заботы


Зачастую сами родители невольно провоцируют нежелательные увлечения малыша. В нашем плотном графике не всегда находится несколько часов, чтобы поиграть с ним в другие – командные и развивающие – игры (напольные, настольные, спортивные). Мы опасаемся, чтобы излишне любопытный и непоседливый ребенок не натворил бед. Конечно, заинтересовать его компьютером намного проще – уж коленки себе он точно не расшибет и не устроит «ревизию» папиных инструментов. Правда, такой подход чреват иными проблемами – эмоционального плана. У малыша, воспитанного на компьютерных играх, могут сформироваться искаженные ценностные ориентиры: он может вырасти замкнутым, не интересующимся реальной – такой скучной и серой – жизнью. Кстати, такое же негативное воздействие могут иметь и «добрые», на первый взгляд, игрушки вроде тамагоччи. Психологи утверждают: эта электронная забава подменяет истинное понятие о любви. У ребенка может сложиться впечатление, что сколько бы он ни «хоронил» своего любимца, тот все равно будет возвращаться к нему в новом обличье. А зачем твоему ребенку легкомысленное отношение к эмоциональным привязанностям?


Нужна ли агрессия?


Существует такое понятие – нормальный уровень агрессии. Каждый человек имеет право на негативные эмоции, а детей часто ограничивают в проявлении таких чувств. В идеале, компьютерные игры (специально подобранные и дозированные) могут стать своеобразной разрядкой, способом сбросить напряжение – лучше уж отдубасить виртуального мошенника, чем устраивать драки с реальными сверстниками. Кроме того, ученые Лондонского и Мичиганского университетов доказали, что нет прямой связи между повышенной детской агрессивностью и играми, в которые малыши играют. Так что утверждения о пагубном влиянии киберпространства на неокрепшую психику зачастую преувеличены.


Найди замену!


И все-таки компьютер не должен быть единственным другом ребенка. Ограничения и запреты в данном случае – не выход. Ты можешь поставить компьютер на пароль или вовсе унести из дома – ребенок будет играть в гостях у друзей или экономить на школьных обедах и ходить в интернет-клуб. Гораздо конструктивнее стать союзником малыша, проявив искреннюю заинтересованность.

• Говори с сыном или дочерью на «их» языке. Узнай все о любимых играх своего чада, расспроси о героях, попроси научить и тебя этой игре. Таким образом ты дашь малышу понять, что его увлечения важны для тебя, что ты любишь его и не пытаешься всеми силами искоренить то, что тебе не по нраву. Обычно после этого детский интерес к виртуальным монстрам несколько падает.

• Как бы ты ни была загружена, уделяй своему ребенку столько времени, сколько необходимо. Важно не количество совместного досуга, а его качество. Например, прочитав непоседе на ночь сказку, обязательно обсуди ее. Спроси, как бы он поступил на месте главного героя, какой персонаж больше всех ему понравился и почему. Ответы ребенка на эти вопросы помогут тебе лучше понять его внутренний мир и потребности.

• Помоги ребенку перефокусировать внимание на какую-то полезную деятельность. Например, малыша, увлеченного стратегическими играми, можно переключить на шахматы или моделирование. Это поможет ему и дальше развивать системность мышления (кстати, «стратеги» легче всего избавляются от компьютерной зависимости). Виртуальный «гонщик» или «боксер», как правило, ощущает себя незащищенным именно на уровне тела. Различные единоборства для него – отличный способ почувствовать себя увереннее.

• Предложи малышу обучающие игры. С их помощью он научится быстро читать и писать, углубит свои знания по многим предметам, разовьет художественный вкус.

Автор: Светлана Ройз, детский психолог





Если вы живете на Украине, и вам нужно что-то продать или купить, нанять работника или предложить свои услуги - доска бесплатных объявлений поможет вам. Ведь вы не знаете заранее, отобьются ли деньги, затраченные на объявление на платном ресурсе...

Игры бывают не только компьютерные. Некоторые из них играются на футбольном поле. В частности, стыковые матчи сборной России, где определится, попадёт ли она в финал ЧМ. Кто будет соперником - как повезёт: есть варианты встретиться с Боснией и Герцеговиной (это - одно государство), Ирландией, Словенией или Украиной. Билеты на футбол на матч Россия-Украина или Россия-Ирландия можно купить на сайте, на котогрый ведёт ссылка.


Рейтинг блогов
promo steissd december 8, 2005 13:55 152
Buy for 100 tokens
Via una_ragazza_o Выделения в тексте — мои. 10 августа 2000 г. — Иранские парламентарии-сторонники реформ намерены настаивать на повышении брачного возрастного ценза с 9-ти до 14-ти лет для девочек и с 15-ти до 16-ти лет для юношей. Существующий сегодня столь нежный брачный возраст…

Comments

( 15 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )
(Deleted comment)
steissd
Oct. 12th, 2009 07:57 am (UTC)
Насчёт долбоящика и рекламы ещё можно отчасти согласиться. Но игры тут причём? Обычная виртуализация агрессии, увод её из реального мира. Безопасный канал сброса лишнего адреналина и тестостерона. Лучше пусть воюет с пикселями, чем "на раёне" мобилы отжимает.
milchev
Oct. 12th, 2009 08:21 am (UTC)
<посмеиваясь>
Уважительное отношение к оружию достигается путем посещения ушастиком стрельбища и отстрела пары-тройки изделий.
steissd
Oct. 12th, 2009 02:49 pm (UTC)
Re: <посмеиваясь>
Ну, 10-летнего ушеносца я бы на стрельбище не пустил. А в "Дум" пусть себе играет. Неплохо бы (если ещё таких игр нет), чтобы в России создали игру, где солдат Василий Тёркин с товарищами по оружию уничтожает фашистов в оптовых количествах. Или про красных партизан в лесах Брянщины и Смоленщины (Белоруссия, увы, уже заграница), которые демонстрируют мать Кузьмы гитлеровцам и их пособникам. Чтобы с детства создать стереотип: фашист (в смысле нацист) - это враг.

Edited at 2009-10-12 02:51 pm (UTC)
milchev
Oct. 12th, 2009 03:13 pm (UTC)
<рассудительно>
Ну мой наследник на стрельбище в семь лет побывал.
После этого отношение к оружию очень уважительное - с любым игрушечным пистолетом или автоматом обращается как с боевым, с соблюдением Четырех Правил.
steissd
Oct. 12th, 2009 03:18 pm (UTC)
Re: <рассудительно>
Все ушастые разные (это ещё и от родителей зависит, не только от генов, но и от воспитания). Встречаются и легкомысленные...
milchev
Oct. 12th, 2009 03:25 pm (UTC)
<подумав>
Лехкомысленные запросто могут садовым инвентарем напарника по детским играм огреть, так что лучше эту самую лхкомысленность изживать с младых ногтей.
steissd
Oct. 12th, 2009 03:32 pm (UTC)
Re: <подумав>
Тоже верно.
likanta
Oct. 12th, 2009 08:40 pm (UTC)
А в "Дум" пусть себе играет.
У "Дума" рейтинг - 18+, если склероз мне не изменяет. То есть: "лицам младше 18 лет не давать". Но в России с рейтингами... можно сказать, что никак.

Неплохо бы (если ещё таких игр нет), чтобы в России создали игру, где солдат Василий Тёркин с товарищами по оружию уничтожает фашистов в оптовых количествах. Или про красных партизан в лесах Брянщины и Смоленщины (Белоруссия, увы, уже заграница), которые демонстрируют мать Кузьмы гитлеровцам и их пособникам. Чтобы с детства создать стереотип: фашист (в смысле нацист) - это враг.
Есть, конечно :) И многие из них вполне приличные. Правда, чистых action'ов я так навскидку не вспомню...
steissd
Oct. 12th, 2009 09:09 pm (UTC)
Неплохо бы, если бы был чистый action, да ещё с элементом соревнования (скажем, в онлайновом варианте с большим количеством игроков, при этом роль фашистов - всегда за компьютером; ушастые пусть соревнуются в том, кто сколько гитлеровцев перебил, танков-самолётов противника посжигал, сколько (если он по игре - офицер достаточно высокого ранга) населённых пунктов освободил, на сколько километров продвинулся в сторону Берлина и т.п.; в партизанской игре - уничтожение живой силы противника, подрыв поездов, казнь полицаев и прочих предателей, освобождение мирных сов. граждан, которых хотели казнить или угнать на работу в Германию, сбор развединформации и передача её в Москву по рации и т.п.). А для перехода на следующий этап с повышением в воинском звании, помимо набора баллов за ведение боевых действий, ещё и ответить на вопросы викторины по истории ВОВ. Если провалился - игра выдаёт адреса сайтов, где можно получить необходимую информацию и предоставляется дополнительный шанс, правда, за провал на первой попытке снимаются баллы и надо их добирать "в непредвиденно случившемся бою" на старом этапе.
likanta
Oct. 12th, 2009 09:45 pm (UTC)
Тут какой затык...
В онлайновом варианте то, что вы описываете - одновременно с большим количеством игроков и при этом роль фашистов всегда за компьютером - я не представляю, как реализовать. БОЛЬШОЕ количество игроков одновременно - это ММОРПГ, но ММОРПГ по ВОВ сделать малореально из-за специфики жанра: в таких играх предполагается, что развивается и меняется игрок, а мир вокруг очень большой, но статичный в основе своей. И конца игры не предполагается ни в каком виде. Хотя... по "Властелину колец" ММОРПГ есть, и развивается - глядишь, и до ВОВ в качестве основы доберутся разработчики :)
И рейтинги в ММОРПГ (и в командных играх, кстати, тоже) - есть, куда ж без них :)

Офф-лайновых игр по ВОВ (и Второй мировой) много, и качественных много и изрядный процент из них - российского производства :) Стратегии всякоразные, симуляторы, шпионские... жанр забыла :( Но вот чтоб с совместным прохождением... не припоминаю.

Обучающий элемент внедрить, в принципе, можно - но, если сделать его принудительным, это может ОЧЕНЬ сильно отвратить от игры. Вот прилагающиеся к игре "дополнительные материалы" всех видов, ознакомление с которыми даёт не жизненно важные, но вкусные плюшки и приятно поднимает самооценку - это, насколько я представляю, лучше работает :)

Мне кажется, то, что вы описываете, может появиться в сравнительно недалёком будущем - тем более, что тема ВОВ популярна в играх всегда, а развитие возможностей техники (всё ж таки игры и на неё, родную, завязаны) вместе с появлением и развитием новых жанров добавит возможностей реализовать описанное по максимуму. ИМХО :)
steissd
Oct. 12th, 2009 09:53 pm (UTC)
Можно и доп. материалы. Скажем, следующая миссия относится к Яссо-Кишинёвской операции. Перед тем, как запускается действие, на экран выводится минуты на полторы короткий рассказ об этом сражении, как оно было в реале. А затем формулируется ближайшая и последующая задача для подразделения/части/соединения, которым командует игрок (по мере накопления баллов он может стать кем угодно, вплоть до командующего фронтом, должность тов. Сталина всё же оставим тоже за компьютером, формулирующим задание). Заодно и сообщить игроку, кто в реале командовал той боевой единицей, которую ему доверили.

А самая большая моральная плюшка - к концу игры "дослужиться" до самого Жукова и взять Берлин.

Edited at 2009-10-12 09:56 pm (UTC)
likanta
Oct. 13th, 2009 06:37 pm (UTC)
Это уже к стратегиям, кажется :)
Я не очень в курсе (не мой жанр), но, возможно, что-то подобное уже и есть :) Кроме, разве что, "дослужиться до Жукова" - обычно персонаж всё-таки один на всю игру, чтобы игроку поще себя с ним отождествлять было.
imp_ch_r
Oct. 12th, 2009 08:42 am (UTC)
Меня умиляет, когда про игры рассуждают психологи, которые и в этих играх ничего не смыслят.
steissd
Oct. 12th, 2009 02:50 pm (UTC)
И что именно неверного в её рассуждениях?
likanta
Oct. 12th, 2009 08:49 pm (UTC)
К примеру, я не вижу, чтобы автор был в курсе, что:
- "стрелялки" - не единственный жанр компьютерных игр, есть ещё спортивные симуляторы, гонки, аркады, ролевые игры, квесты, стратегии... и ещё всякое прочее, плюс всевозмиожные гибриды жанров :)
- что в природе существуют детские компьютерные игры (ориентированные на детей), и часть из них весьма приличны.

Статья была бы хороша лет десять назад, сейчас - уже устарела, ИМХО. Кстати, автор почему-то не упомянул консольные игры, а они распространились весьма.

Хотя основные идеи - о том, что компьютер часто используют в качестве замены общения с ребёнком и что в благополучной и здоровой семье компьютерная зависимость любого вида не вылезет - всегда актуальны, увы :7 Но проще ведь сказать "ах, он меня не любит и не хочет со мной общаться!", чем вспомнить, хотела ли сама мамашка общаться с деткой.
( 15 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel