?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ушастый креативит

Как следует из заголовка поста, речь пойдёт о творчестве ушастых. Ссылка пойдёт в детский проект, в раздел "Воспитание и развитие".



«Сегодня в детском саду был урок лепки. Зайдя за дочкой, я с удовольствием рассматривала смешных зайчиков и собачек, вылепленных детьми. Моя же дочка вышла с куском розово-серого пластилина причудливой формы в руках. На мой вопрос: «Что это?» – был дан ответ: «Это печень поросенка»… Такой маленький эпизод из жизни рассказала одна знакомая. Ну что тут скажешь? Детское творчество – спонтанное, неповторимое, непосредственное, и вместе с тем естественное и удивительное. Те, кто еще не превратился во взрослых, все воспринимают по-иному и выражают в собственных маленьких произведениях искусства. Именно детское творчество помогает увидеть и распознать, а в дальнейшем и развить таланты малыша.

Многие родители, увлекшись формальным обучением чтению, письму и счету, забывают о творческой стороне образования, развитии креативности. Творчество — это не только не лишнее, но обязательное условие всестороннего развития человека, оно делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Пробуждает у малыша фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. Рисование, сооружение несложных поделок, сочинение собственных стишков развивают сообразительность, ловкость рук, вкус, художественные способности и воображение.

В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, умение владеть телом, голосом и речью.


Творчество развивает чувства детей: ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций – как от процесса деятельности, так и от полученного результата.


К тому же творчество – это и универсальный способ занять ребенка. Что делать малышу, пока вы стоите в очереди, едете в автобусе, готовите еду, работаете, принимаете гостей, да просто пытаетесь посмотреть любимый сериал? Все просто: научите его мастерить поделки, создавать необычные рисунки и вещи своими руками. Результат будет только положительным!

ДЕТСКИЙ РИСУНОК

Иногда, глядя на художества детей, родителям трудно скрыть удивление. Неужели он видит все таким невозможным и в таких жутких цветах?

Дело в том, что рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность малышу выразить то, что он не может сказать словами.

Поэтому нельзя критиковать маленьких художников. Часто мамы и папы упрекают свое чадо: «Что это ты дом такой кособокий нарисовал?» или «Почему на твоей картинке у мамы зеленые волосы и кривое лицо?» Подобные высказывания могут привести к тому, что ребенок вообще перестанет рисовать и потеряет возможность самовыражаться. Или будет пытаться рисовать не то, что ему хочется, а то, что должно понравиться маме и папе. А это будет мешать его развитию, потому что чужие штампы заменят спонтанное творчество.

Рисование – это не просто занятие для дождливого дня. Это и развитие фантазии, эстетического восприятия и вкуса, и тренировка кисти (чем лучше ребенок владеет пальчиками, тем лучше развивается его мозг), и возможность выплеснуть свои позитивные и негативные эмоции. Обращайте внимание ребенка на знакомые предметы, явления, прислушивайтесь к его реакции. Предложите нарисовать то, что он видел: это лучший способ развить у малыша творческое мышление. И не забывайте хвалить, родительское поощрение – лучшая награда для маленького живописца.

Попробуйте порисовать с вашим ребенком куском свеклы, угля, манной кашей (ее можно покрасить соками или вареньем), сметаной. В общем, чем-то, что оставляет яркие следы на бумаге (мелом или сметаной можно рисовать на цветной или черной бумаге, подойдет и темный противень). А еще лучше, если ребенок будет размазывать «краску» пальцами и ладонями. Дети в восторге от такой возможности. Этот творческий процесс развивает и, главное, доставляет огромную радость детям!

УСТНОЕ ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Оказывается, босоножки – это «божьи ножки», потому что «в таких туфельках ходят, когда прилетают божьи коровки». А пижаму запросто можно назвать «прижамой», потому что «прижимаюсь к маме и засыпаю»… Много чудных открытий делают наши малыши. Устное детское творчество веселит и удивляет многих.

«Начиная с 2 лет, ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к 5 — 6 годам, эту гениальность утрачивает», – говорил Корней Чуковский.

Дошкольное детство – период фантазий и активного словотворчества. Именно в эту пору рождаются новые слова, рифмы, сказки. Дошкольники обожают придумывать странные, порой бессмысленные, но рифмованные звукосочетания типа: «Бобик-бобик-барабобик» или «Пула-мула-каракула». Повторение подобных «абракадабр» приносит им явное удовольствие. Совершенно непонятное или по-своему понятое слово может создать в воображении ребенка удивительные поэтические образы. К стихосложению склонны все дети. Взрослым стоит лишь помочь развить эти способности.

ДЕТСКИЕ ИГРЫ

Игра – основное содержание жизни малыша. В игре ребенок учится, познает мир и отражает в ней свое отношение к людям и вещам. Всему этому способствуют ролевые игры, инсценировки сказок, кукольные театры, собственные импровизации.

Детский писатель Горо Маки считает, что игры по ролям – один из лучших способов развития детского творчества.

Основа игры – воображение, фантазия. В ролевой игре ребенок перевоплощается, становится кем-то другим. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через воображение компенсируются пока еще недостаточные реальные возможности ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы взаимоотношений.

КАК РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТИ?

В каждом ребенке есть творческое начало. Задача взрослого – разбудить талант, дать толчок к развитию. А это значит, с самого раннего возраста учить рисовать, лепить, танцевать. Не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни.

Идеальная игра для ребенка раннего возраста – это занятие с материалами, которые не имеют определенной формы или назначения: глина, пластилин, бумага. С ними ребенок может делать все, что ему заблагорассудится.
Используйте не только традиционные карандаши, пластилин, фломастеры и бумагу. Можно оглянуться вокруг и….. Картонные лотки для яиц становятся похожи на гусеницу. Пакет от молока или сока запросто превращается в гараж или домик. А какие причудливые картины можно соорудить с помощью разных круп на обеденном столе (как вам «макаронно-гречневый пейзаж»?)!

Для развития музыкальных способностей хороши различного вида музыкальные игрушки и просто разнообразные баночки-коробочки, предметы домашней утвари, из которых можно извлекать всевозможные звуки и экспериментировать с ними. Приглашайте малыша к прослушиванию разной музыки, пению, танцам, музыкальным спектаклям, сочиняйте собственные простые припевки.

ИДЕИ ДЛЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Природные материалы

На любой прогулке в парке или за городом можно набрать множество подходящего материала для домашнего творчества. Это могут быть шишки, веточки, сухие плоды, семена, листья интересной формы, камешки, перья и т.д. Вместе с ребенком используйте их для составления коллажей на бумаге с помощью клея или пластилина.

Трафареты

Рисование по трафарету увлекает малышей и помогает развивать тонкие движения кисти и пальцев. Трафареты достаточно просто изготовить самим из плотного картона. Можно оглядеться вокруг и воспользоваться любыми подходящими предметами. Пусть малыш попробует обвести ключи, выемки для теста, свою руку или ступню, ложку, монетку, крышку от бутылки, кубик, элементы головоломки, другие плоские предметы интересной формы.

Веселые брызги

Попробуйте сначала сами, а потом покажите ребенку, что нужно делать. Наберите полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой ударяйте по ней. Так создается интересный фон для будущего рисунка. До разбрызгивания можно положить на бумагу шаблоны – фигурки, вырезанные из картона. Например, силуэты звезд, полумесяца, цветов, зверюшек… Получившиеся «белые пятна» можно оставить пустыми или раскрасить.

Картофельные штампы

Вырежьте из клубней картофеля рельефы цветка, сердечка, рыбки, звездочки… Пропитайте краской штемпельную подушечку и покажите ребенку, как нужно делать отпечатки. Если заготовить несколько разных штампов, малыш сможет с их помощью даже создавать сюжетные картинки или изготовить прекрасную оберточную бумагу для подарка.

Выцарапывание

Понадобятся кусок картона, восковые мелки и какой-нибудь острый предмет (не забываем при этом о правилах безопасности!). Берем мелки и покрываем ими всю поверхность картона слой за слоем. Можно начать со светлых цветов, а под конец нанести слой темными. Теперь берем острый предмет и процарапываем им изображение, открывая слой нужного цвета.

Рисование

Понадобится несколько губок – для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями.

Отпечатки


Мы уже знаем, как много вокруг интересных рельефных поверхностей. Раскатайте с малышом тесто или глину в шарики – размером с мячик для настольного тенниса. Теперь прижимайте шарик к рельефной поверхности. Например, к стене с выпуклым узором, стволу дерева, подошве новых кроссовок, рифленому концу молотка для отбивания мяса… Мелкие предметы, наоборот, вдавливайте в поверхность теста. Потом отпечатки можно высушить и попытаться определить, где какой.

Картины из яичной скорлупы


Вымойте яичную скорлупу и разложите высохнуть на лист бумаги. Затем измельчите ее с помощью ложки или пестика. Возьмите пластмассовые стаканчики, налейте воды и растворите в каждом немного краски разного цвета. Разложите по стаканчикам измельченную скорлупу и перемешайте. Выдержите ее в растворе 15 минут. Предложите ребенку откинуть скорлупу на сито и разложить на бумаге. Дайте осколочкам высохнуть в течение ночи. На следующий день можно сложить мозаичную картину. Для этого кусочки скорлупы наклеивают на бумагу, фон можно заполнить цветными мелками, а какие-то детали дорисовать карандашом или фломастером.

Коллаж

Понадобятся лоскутки ткани разного цвета, клей и бумага для рисования. Нарежьте ткань на мелкие кусочки, скомкайте их и разложите перед собой на столе, подобрав по цвету. Потом нанесите на бумагу небольшие капли клея. Кусочек скомканной ткани нужно приклеить одним концом к бумаге (приложив к этим каплям), а остальная часть будет лежать совершенно свободно.
Таким же методом можно создать и необычные элементы на рисунках: вставленные туда тряпичные облака, цветы или огонь сделают их очень эффектными.



РАЗВИВАЕМ ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение – основа для творчества. Как способствовать его развитию у ребенка?

- Говорите «нет» как можно реже. Самый простой способ прервать полет воображения – остановить ребенка, когда он чем-то занимается. Рисует пальцем на картофельном пюре? Вырастет будущий Пикассо. А кто знает, что получится, если смешать газировку с майонезом? Вы не знаете, а ваш ребенок узнает и, может быть, станет вторым Менделеевым.

- Содержательно и интересно организуйте жизнь вашего малыша, дайте ему возможность для новых и ярких впечатлений. В этом вам помогут прогулки, экскурсии, книги, беседы….

- Предоставьте ребенку все необходимые материалы для творчества. Вы не можете переплыть реку, если у вас нет лодки, верно? Чтобы заниматься творчеством, нужны инструменты и материалы. Обеспечьте ребенка карандашами, мелками, пластилином, природным материалом, бумагой, клеем, безопасными детскими ножницами и т.д.

- Акцентируйте внимание на увлекательности самого процесса, а не на результате.

- Не гонитесь за сложностью. Согласно исследованиям, самые простые мячики или кубики развивают мышление и воображение ребенка не хуже, чем навороченные дорогие игрушки. Например, кидая или катая мячик, даже самый маленький ребенок каждый раз делает это по-другому, приобретая новые навыки и узнавая для себя что-то новое.

- Не отказывайтесь от современных технологий. Компьютер часто приравнивают к телевизору, и время, проведенное за компьютерными играми, считается потраченным напрасно. Это не совсем так, ведь с помощью компьютера можно рисовать, создавать музыку, строить виртуальные дома. Просто покупайте правильные игры –способствующие развитию воображения и творчества.

- Практикуйте задания, требующие креативности: необычное использование знакомых предметов, дорисовка заданных элементов, игра со словами и рифмами, завершение фраз, изменение сюжетов знакомых произведений, подмена героев.

- Творите вместе с ребенком. Ваше присутствие и поощрение – лучший стимул для творческого настроя ребенка. Устраивайте домашние концерты, семейные чтения вслух и мини-спектакли, ходите вместе в музеи и на концерты, рисуйте и клейте, слушайте вместе музыку и танцуйте (но не ограничивайте своего ребенка, даже очень маленького, рамками только детских песенок и танцев).

Любой вид детского творчества – это не просто развлечение, оно помогает ребенку стать в будущем счастливым, довольным жизнью человеком. Относитесь серьезно к интересам ребенка, и постараться развить его таланты, каким бы странным или непонятным не казалось вам его творчество.

После некоторых размышлений моя знакомая решила, что «Поросячья печень», слепленная ее дочкой, тоже имеет право на существование. В конце концов, настоящее искусство рождается в воображении самого художника. А если этот художник – ребенок, то его искусство безгранично.

Автор: Елена Белозерова, дошкольный педагог и практический психолог





Если жителям жарких стран меха ни к чему, и тамошние гринписовцы могут выкаблучиваться сколько влезет, то в российском климате меховая одежда это не только красиво, но и незаменимо. Меховая Ярмарка в Москве: мутоновые шубы Москва.

Рейтинг блогов
promo steissd dicembre 8, 2005 13:55 152
Buy for 100 tokens
Via una_ragazza_o Выделения в тексте — мои. 10 августа 2000 г. — Иранские парламентарии-сторонники реформ намерены настаивать на повышении брачного возрастного ценза с 9-ти до 14-ти лет для девочек и с 15-ти до 16-ти лет для юношей. Существующий сегодня столь нежный брачный возраст…

Comments

( 4 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )
stella_v
Oct. 3rd, 2009 08:19 am (UTC)
Спасибо. Мне, как человеку, который ещё сам совсем недавно был ушастым, любопытно примерять такую вот информацию на себя, вспоминать, как же воспитывали меня и что из этого вышло.)
И я вот чего хочу сказать: мне кажется, не надо паниковать, если ребёнок в детстве не любит заниматься чем-то творческим. Это может проявиться позже. Говорю по себе и не только.)
steissd
Oct. 3rd, 2009 08:27 am (UTC)
Ребёнки, конечно, разные бывают. Но самовыражаться, ИМХО, все они любят.
stella_v
Oct. 3rd, 2009 08:37 am (UTC)
Просто в разной степени. Я помню, как у одной моей знакомой младшая сестричка не любила ни рисовать, ни из пластилина лепить, ничего такого, что обычно дети любят. Она обычно только с другими играла, и то не очень много, тихий такой ребёнок был. И я слышала, как её мать с кем-то разговаривала, что, мол, это ненормально и нехорошо. А когда в восемь лет эту девочку усадили за пианино - творчество тут же вылезло. Её до сих пор от инструмента не отклеить, хотя семь лет прошло. Собирается в консерваторию.) Это в пример того, как иногда люди рано опускают руки и думают, что с их детьми что-то не то.
steissd
Oct. 3rd, 2009 08:57 am (UTC)
Просто она не сталкивалась в том возрасте с муз. инструментами...
( 4 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel