?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Причём задолго до того, как ушастый начал читать и писать. Конечно, далеко не все люди, пишущие с ошибками, глупы, среди тех, кто страдает дисграфией, хватает людей с нормальным или даже выше среднего интеллектом. Но, согласитесь, текст, написанный без ошибок, производит лучшее впечатление. А если это резюме при устройстве на работу? Так что будем готовить сани летом, пока мелкий ещё под стол пешком ходит. Кстати, приветствуются комментарии логопеда-дефектолога.



Одно из необходимых условий профилактики нарушений письма и чтения – это раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Ключевым моментом в определении возможных затруднений в письме и чтении является изучение фонетико-фонематического развития детей.

Овладение фонетическим строением языка заканчивается у разных детей в разное время: есть дети, говорящие вполне правильно к 3м годам, у других те или иные недостатки наблюдаются ещё в возрасте 6-7 лет. Эти расхождения зависят от ряда причин. Немаловажную роль играет окружение ребёнка: лучше развивается речь у тех детей, которые постоянно слышат правильную речь, с которыми много разговаривают. Большое значение для усвоения фонетики имеет психическая активность ребёнка, его физическое состояние, нормальный слух, строение и подвижность артикуляционного аппарата. Постоянно заботясь о культуре речи в целом и проводя специальные упражнения, можно добиться, чтобы все дети, поступающие в школу, полностью овладели фонематической системой родного языка.

Своевременное выявление детей с фонематическим недоразвитием и проведение с ними логопедических занятий в дошкольном возрасте (с 4-5 лет) позволяет предупредить неуспеваемость многих школьников. Изучение недостатков произношения у детей старшего дошкольного возраста с фонематическим недоразвитием показывает, что последовательность становления звуков у них в основном не отличается от той, которая наблюдается при нормальном развитии.

Признаком фонематического недоразвития у детей является незаконченность формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными (произносительными) или акустическими (слуховыми) признаками. Сюда относятся свистящие (с, з, ц) и шипящие (ж, ш, ч, щ) звуки, а также сонорные (р, л), звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные.

Характерными для фонематического недоразвития являются следующие особенности произношения звуков:

- недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребёнка заменителем 2-3 других звуков. Например, мягкий звук т` произносится вместо звуков с, ч, ш (сумка – «тюмка», чашка – «тяшка», шапка – «тяпка»)

- замена одних звуков другими. Обычно трудные звуки заменяются более легкими. Например, вместо звука р употребляется звук л, вместо звука ш ребёнок говорит ф. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т, д.

- смешение звуков. Это неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребёнок может в одних словах употреблять звуки правильно. а в других – заменять их. Так, ребёнок, умея произносить звуки р, л изолированно, в речевых высказываниях путает их, заменяет один другим.

Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить взрослых, т.к. он говорит о недоразвитии фонематического слуха (способности различать речевые звуки).Существует система приёмов, помогающих в таких случаях определить степень несформированности фонематического слуха. Это задания, типа:

- воспроизвести за взрослым 3-4 слоговых сочетания из лёгких для произнесения звуков типа: па-по-пу, па-ба-па

- хлопнуть в ладоши на заданный звук, например, на звук с среди звуков т, ц, ч, з, с, ш и т.п.

- выделить слог с определённым звуком. Например, слог са среди слогов за, ша, са, ча, ща, жа.

- поднять руку, если в слове будет заданный звук. Например, слово со звуком с среди слов санки, шуба, носки, зонт, нос, щука.

В подобных заданиях от ребёнка не требуется произнесения звука, т.к. это может его затруднить. Важно выяснить состояние восприятия речевых звуков, поэтому ребёнок реагирует определённым действием (хлопает в ладоши, поднимает руку, флажок или картинку), если услышит заранее обусловленный звук. Эти задания позволяют с большой определённостью выяснить возможности восприятия звуков, дефектных в произношении.

Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие т.н. «сохранных» звуков, т.е. произносимых правильно. У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков. Именно такие дети, часто неожиданно для окружающих, становятся неуспевающими по чтению и письму.

Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Так, дети затрудняются в таких случаях:

а) в выделении первого звука в слове (называют или первый слог, или всё слово). Например, в слове «жук» называют первый звук «жу».

б) в подборе картинок, включающих заданный звук. Например, на звук ш подбирают картинки: шапка, собака, щука, шишка, сумка

в) в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.

Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения (с 4-5 лет) позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

Наиболее тяжёлые виды нарушений чтения и письма наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи. Эти дети, кроме фонетико-фонематического недоразвития имеют ограниченный словарный запас и неправильно грамматически оформляют фразу (неправильные окончания слов, пропуск предлогов, неправильный порядок слов в предложении). Такие дети уже в раннем возрасте отстают в речевом развитии. Они начинают поздно говорить (после 2-3 лет), речь их малопонятна для окружающих. Не позже 3х лет они должны быть детально обследованы логопедом. Родители получают подробную консультацию по преодолении отставания в речевом развитии. При необходимости дети с общим недоразвитием речи с 4х лет направляются на обучение в логопедический детский сад. А при поступлении в школу обязательно продолжают заниматься на школьном логопедическом пункте, потому что бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль приводят к тому, что учащиеся на более поздних этапах не умеют писать изложения и сочинения.

Некоторые учителя считают дисграфические и дислексические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьёзные причины: уже рассмотренная выше несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Понятие готовности к овладению чтением и письмом не исчерпывается развитием всех сторон устной речи ребёнка, а включает также созревание некоторых неречевых функций (в частности, зрительно-пространственных представлений). Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела (правая - левая рука, нога, глаз, ухо). Далее у ребёнка нужно развить ориентацию на картинке (что находится вверху – внизу, справа – слева). Потом подключаются действия с предметами (поставь кубик под стол, на стол, держи над столом; поставь кубик справа – слева от шара и т.п.) Ребёнок должен различать геометрические фигуры, различать любые предметы по цвету, а также по признаку (большой – маленький, толстый – тонкий, узкий – широкий, высокий – низкий). Большую помощь в развитии зрительно-пространственных представлений окажут игры с мозаикой, с разрезанными картинками, паззлами. Очень полезна работа с пластилином, глиной, тестом; раскраска картинок карандашами, особенно заштриховка мелких деталей.

Такая профилактическая работа поможет ребёнку подготовиться к чёткому зрительному восприятию и правильному написанию букв.

Автор: Ярош Татьяна Александровна



Ссылочка на пост идёт в детский проект, раздел "Воспитание и развитие".



Infiniti - это не просто разновидность Nissan, а его люкс-версия. Инфинити Ростов - это компания «Гедон Авто-премиум». Продажа, сервис, запчасти и аксессуары, страхование, автокредит.

Компания ООО "РедукторКранКомплект" поставляет качественное крановое оборудование для строительных и погрузочно-разгрузочных работ.

Фотостудия Санкт-Петербург запечатлит для вас самые значимые моменты вашей жизни - свадьбу, ожидание малыша, его развитие и взросление.


Рейтинг блогов
promo steissd dicembre 8, 2005 13:55 152
Buy for 100 tokens
Via una_ragazza_o Выделения в тексте — мои. 10 августа 2000 г. — Иранские парламентарии-сторонники реформ намерены настаивать на повышении брачного возрастного ценза с 9-ти до 14-ти лет для девочек и с 15-ти до 16-ти лет для юношей. Существующий сегодня столь нежный брачный возраст…

Comments

( 4 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )
black_mammi
Sep. 27th, 2009 08:08 pm (UTC)
Хорошая статья. Еще в группе риска дети леворукие и особенно, переученные, дети с нарушением внимания... Не обязательно, но следить за ними надо.Выпускники логопедических садов( у них было ОНР) тоже иногда пополняют ряды дисграфиков и дислексиков.
Работа с дисграфиками легче идет, если параллельно ребенка ведет нейропсихолог.

Есть хорошие книги, по которым занимаются с детьми и логопеды, и учителя, и мамы.
Это рабочие тетради Мазановой, материалы О.Узоровой и Е.Нефедовой , Зегебарт Г.М. " Учение без мучения" , материалы Алифановой и Егоровой .
Сборники Шкляровой хороши, " Сборники упражнений по русскому языку", " Найди ошибку", " Вставь букву".

petite_ame
Sep. 28th, 2009 01:45 pm (UTC)
Меня всегда мучал вопрос (только не знаю где спросить) - я не воспринимаю смысл текста, если читаю его в слух. Чтобы быть способной его пересказать, мне его нужно перечитать про себя.
Это вообще нормально?
steissd
Sep. 28th, 2009 01:53 pm (UTC)
ИМХО, это просто индивидуальная особенность. Если Вы в принципе способны понять текст, прочитав его так, как Вам удобнее, то не вижу проблемы. Она есть тогда, когда человек вообще неспособен воспринимать написанное, каким бы манером он его не читал: это уже называется дислексией.
petite_ame
Sep. 28th, 2009 01:57 pm (UTC)
ура! теперь буду спокойна. спасибо!
( 4 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel