?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Часть первая.
Часть вторая.

Неуспеваемость в младших классах опасна ещё и тем, что мелкий потеряет веру в свои силы и вообще утратит интерес к учёбе и либо вырастет неудачником с синдромом приобретённой беспомощности, либо попробует реализоваться в антисоциальном направлении. Поэтому нельзя ограничиваться разбором причин, без попытки ответить на вопрос "что делать?", не стоило и весь огород городить.


Как же можно помочь ребенку преодолеть эти сложности? Как сделать так, чтобы начало учебы в школе не превратилось для него в непосильную и нелюбимую обязанность?

Во-первых, неуспевающему ребенку надо помогать. Не просто поддерживать морально, не просто обеспечивать соблюдение режима дня и условий для занятий – а именно помогать понять и усвоить то, что дается ему с трудом. Возможно, еще раз перечитать с ним главу в учебнике. Возможно, на наглядном примере (на яблоках-морковках) продемонстрировать, как решается задачка. Возможно, собственноручно изготовить карточки для запоминания таблицы умножения…

Потому что на уроке ваш ребенок мог отвлечься, либо он просто не успевает уследить за ходом объяснения учителя, либо не может еще сам себя организовать к выполнению заданий, либо что-то еще… Но все это не повод, чтобы в его знаниях оставался пробел. Да, это означает – потратить свое время, силы и нервы. Но ведь и окупятся эти усилия сторицей.

Хочу предостеречь родителей от гиперопеки: помочь с учебой – это не означает «сделать за него». Решив за ребенка задачку, вы не научите его мыслить, собрав за него портфель – не приучите к организованности. Помните: и вам следует понять, и ребенку необходимо объяснить одну простую истину – в школу ходят не за отметками, а за знаниями. Были бы знания – отметки приложатся.

Поэтому – правило второе: не зацикливайтесь на оценках. В первом классе их еще не ставят, но это лишь до поры-до времени (это - может сейчас, а в моё время их ещё как ставили! Причём не только за знания, двойку вполне мог заработать ушастый, который вертится на уроке или забыл дома тетрадь. Впрочем, пятёрки тоже существовали - steissd). И кроме того, все равно существует система поощрений и наказаний. Так вот, смысл учебы в школе – не собирательство поощрений, а накопление знаний и умений. И поэтому выполненное мамой или сдутое у одноклассника на переменке домашнее задание, даже оцененное пятеркой, «звездочкой» или «солнышком», имеет нулевую ценность. Постарайтесь донести это до своего ребенка и лучше в юмористической, а не в назидательной форме – так будет лучше воспринято.

Никогда не ругайте ребенка за отметки. Если уж у вас и будет повод выяснить отношения, то только по поводу отсутствия знаний, а не наличия двоек, это – две большие разницы.

Правило третье: бороться надо не с внешними проявлениями неуспеваемости (отметками), а с ее причинами. Это может быть слабая концентрация и устойчивость внимания, небольшой объем оперативной или долговременной памяти, слабая волевая регуляция поведения, слабое развитие логического и абстрактного мышления, недоразвития мелкой моторики пальчиков.

Все эти «недостающие» качества можно развить специальными упражнениями. Посоветуйтесь с педагогом, со школьным или детским психологом, они порекомендуют вам комплекс упражнений, который поможет улучшить ситуацию. Поверьте, все подобного рода проблемы решаемы. От вас потребуются лишь регулярность и настойчивость в выполнении заданий.

Правило четвертое: постарайтесь не пропускать занятия. Ребенок только начинает учебу, поэтому очень важно приучить его к мысли, что систематичное посещение дает возможность не накапливать пробелы и не учиться в авральном режиме. Если ребенок привыкнет к пропускам уже с первого класса – дальше ему будет все сложнее: школьная программа (в особенности математика и письмо) построена таким образом, что все последующее базируется на основе предыдущего материала, поэтому многочисленные пустоты приведут к непрочности «здания» и впоследствии к полному «обвалу».

Правило пятое: старайтесь поддерживать контакт с учителем. Вы должны представлять себе, как проходит учебный процесс, должны понимать, что представляет собой преподаватель вашего ребенка. Причем было бы очень желательно, чтобы, даже если ни то, ни другое вам категорически не нравится, в открытый конфликт с учителем вы не вступали – ведь ваш ребенок в этом случае будет «в ответе за все».

Пусть даже школа или учитель вас совершенно не устраивает, но, в конце концов, ваш ребенок проводит там лишь 4 часа из 24, а это значит, что вам вполне по силам дома «наверстать упущенное». Да, вы в этом не специалист. Да, не вам за это платят зарплату. Но ребенок-то – ваш, и это – главное.

Если же учитель вам нравится, ну или хотя бы просто устраивает – тем более не ленитесь выказывать свое расположение. Преподаватели – тоже люди, и чем больше приятных эмоций у учительницы будет ассоциироваться с вашим ребенком (причем я не имею ввиду подарки и подношения – а просто обыкновенный человеческий позитив), тем больше этого позитива и ребенок получит от нее: вот так на практике выглядит круговорот веществ в природе…

Правило шестое и самое важное: будьте всегда на стороне вашего ребенка. Неуспешность в школе – и так тяжелое для него испытание, поэтому он ждет поддержки хотя бы от родных ему людей, он рассчитывает, что вы будете его любить таким, какой он есть, а не «при условии, что…» Поэтому – не обвиняйте малыша в лености, неумелости, безалаберности, невнимательности и вообще во всех мыслимых грехах. В конце концов, даже если эти качества ему и присущи – то они в немалой степени и ваша заслуга, ведь не с неба же ваш ребенок к вам упал…

Постарайтесь воздержаться от оценивания сына или дочки – им этого хватает и в школе. А вот от вас детям необходима поддержка и подпитка энергией. И твердая уверенность в том, что их – любых – любят!





Рейтинг блогов
promo steissd december 8, 2005 13:55 152
Buy for 100 tokens
Via una_ragazza_o Выделения в тексте — мои. 10 августа 2000 г. — Иранские парламентарии-сторонники реформ намерены настаивать на повышении брачного возрастного ценза с 9-ти до 14-ти лет для девочек и с 15-ти до 16-ти лет для юношей. Существующий сегодня столь нежный брачный возраст…

Comments

( 3 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )
chin_chinski
Sep. 26th, 2009 06:01 am (UTC)
Неуспеваемость опасна тем, что мелкий потеряет веру в
И это беда! Мы с этим столкнулись. Детка страдал (да, что там! Страдает) дисграфией. Говорят, ее приравняют к болезни, но не сейчас! :)
Суть в том, что детка замечательно справляющийся по всем предметам, очень сообразительный и активно стремящийся к лидерству, катастрофически не мог писать грамотно.
Учительница младших классов, гнобила его обидно, но детка (МУЖИК) никогда не жаловался на нее. Бился всегда сам. Мы, конечно, таскали его на всевозможные курсы и практики., пытаясь помочь исправить 2-3 по русскому..
Общее мнение (хе-хе), что для грамотного письма нужно много читать, не тот случай. Хотя детка читать не любил (это прошло в старших классах), но причина не лень и нелюбопытство. Он читал(ет) очень медленно. На курсах однажды был показательный момент: задание было прочитать, как можно быстрее отрывок ок. 10 000 знаков, и ответить на вопросы по тексту. Текст касался... животного мира Антарктики... или что-то типа. Детка прочел медленнее всех, но ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРАВИЛЬНО ответил на все вопросы, а там были и НАЗВАНИЯ упомянутых рыб (латинские русскими буквами!!!). При этом в слове РЫБА детка мог сделать 4 ошибки! :)

С единственой 3 по русскому мы закончили младшую школу. Перешли в среднюю.
Летом, даже в АВГУСТЕ, после отдыха на юге! с деткой чуть ли не впервые в жизни случилась истерика, когда бабушка предложила "пописать" диктант, что бы вспомнить... Наш мужик, сказал, что все это бесполезно! Что ему НИКОГДА не научиться писать!!!!!!!!!!!!
Я была в шоке.

(Кстати логопед с 40 летним стажем разводила руками: я не знаю, как помочь! Мальчик знает ВСЕ ПРАВИЛА, и НЕ делает ошибок в СЛОЖНЫХ словах, при этом "мама" - может выйти из под его пера - в любом сочетании букв!!!)

Нас СПАСЛА учительница!!!
Весь 5 класс она НЕ ОБРАЩАЛА ВНИМАНИЯ НА "ГЛУПЫЕ" ОШИБКИ! Детка стал получать 5!!! за письменные работы!!! (Выглядели они жутко - все перечеркнуты красным, а в итоге -5! Ни одной ошибки на ПРАВИЛА!).

Ребенок перестал бояться писать! А вот эта, механическая память - нужнее для дисграфов, чем зрительная, очевидно!
И вообще - самооценка - вполне восстановилась!
Спасибо УЧИТЕЛЮ!
А могла бы быть..................


steissd
Sep. 26th, 2009 06:44 am (UTC)
Re: Неуспеваемость опасна тем, что мелкий потеряет веру
Да, учительница совершила чудо. Кстати, в ЖЖ есть прекрасный автор, пишущая о психиатрии, и у неё тоже, видимо, лёгкая форма дисграфии: в каждом тексте хватает нелепых описок. Я просто - ради качества текста - приучился не обращать на них внимания.
chin_chinski
Sep. 26th, 2009 07:11 am (UTC)
Re: Неуспеваемость опасна тем, что мелкий потеряет веру
Ну да...
Пропуски и рисование НЕ ТЕХ букв - это наша беда! :) Причем по клаве детка стучит - чище гораздо, чем пишет.
А вот "проверка" - не помогает - он прекрасно ПОМНИТ, что писал - и "видит" то что "писал", а не то что получилось....
Такая беда!

Повторю: Словно специально для таких, как моя детка дисграфов - ввели ЕГ в нашей стране!!!
У него ВЫШЕ СРЕДНЕГО баллов по этой системе (вписывать в квадратики и выбирать нужный ответ)!!!


( 3 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel