?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Я об оценке. Сейчас, говорят, уже пятибалльной шкалы оценок в РСФСР нет, но я к ней привык. И тем, кто не в курсе - учился уже по новой системе - поясню, что это неудовлетворительная оценка.

Но вот откуда ей взяться у малышей младших классов? Ведь у них, вроде, такие простые предметы, не бей лежачего. Ну, это для нас простые. Посмотрим, что скажут психологи.

Кстати, добыл ещё один юзерпик для обозначения постов о школе и школьниках. Раздобыл настоящего октябрёнка (с ушками) советского производства, сейчас таких уже не изготовляют, настоящий антиквариат (прототипу, полагаю, уже хорошо за 30, судя по качеству снимка, он был октябрёнком в начале 80-х). Теперь посты про младенцев до года будут со своим юзерпиком, о дошколятах постарше - с другим ушастиком, а посты про школу - с третьим. Надо будет ещё подобрать юзерпик для постов на темы санпросвета: жаль рисовать не умею, а то изобразил бы Страшную Летающую Термоядерную Трёхведёрную Клизму, которая гонится за убегающим в ужасе Малаховым (Геннадием, а не Андреем), который на бегу выдаёт целебную урину прямо в штаны.

Итак, откуда берутся двоечники в младших классах?



Ну казалось бы – что там сложного? Что там учить? Прочитать стишок, написать палочек-крючков рядок – вот и вся премудрость… на наш, взрослый, взгляд. К сожалению, мы очень быстро забываем, как сами мучились в первом классе с этими палочками в тетрадках и с непослушными буквами, разбегающимися перед глазами…

Что же происходит на первом году обучения с маленьким человечком, в чем вообще выражается эта пресловутая «неуспеваемость»?

Психологи выделили ряд трудностей в обучении первоклассников:

Около 20% деток пропускают буквы на письме. Происходит это по разным причинам: кто-то плохо концентрирует внимание, а у кого-то низок уровень развития так называемого фонематического слуха и вообще способности воспринимать информацию «на слух» (что вполне можно развить).

Примерно столько же детей постоянно допускают ошибки на письме, хотя учат все правила (а вот применить их не могут). Обычно это связано с проблемами развития внимания, его объема и концентрации, а также кратковременной памяти. Это не фатально и тоже корректируется специальными упражнениями.

Еще примерно 17% учеников страдают от того, что катастрофически невнимательны и рассеянны: они, в принципе способные и положительно относящиеся (по крайней мере, на первых порах) к учебе, постоянно что-то теряют, забывают и путают. А еще процентов 10 малышей постоянно забывают дома учебные принадлежности – книжки, тетрадки, пеналы, форму на физкультуру, сменную обувь, то есть очень неорганизованны. У них низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, слабая волевая регуляция поведения, но и это тоже поддается психологической коррекции.

Около 15% деток имеют специфическую неуспеваемость из-за плохого развития логического и абстрактного мышления – у них большие проблемы с математикой.

13% детей страдают оттого, что совершенно неусидчивы. Урок длится 45 минут и, несмотря на физкультпаузы и частую смену видов деятельности, такие «шилопопые» детки все равно не имеют сил «высидеть» положенное время, не отвлекаясь самим и не мешая другим. Объясняется это особенностями моторного развития и низким уровнем развития волевой сферы, наиболее сильно страдают такими нарушениями дети с гиперактивностью.

Примерно столько же детей не способны пересказать текст, прочитанный учителем или самостоятельно, или даже составить связный рассказ по картинке. Причинами этого могут быть слабое развитие логического запоминания, низкий уровень развития речи и образного мышления.

Еще приблизительно столько же детей не понимают объяснений учителя с первого раза (им приходится все «разжевывать»): они либо стесняются спросить и накапливают «пробелы» в знаниях, либо постоянно переспрашивают буквально каждое слово и мешают работе всего класса. Это происходит по причине слабой концентрации внимания, малого объема внимания, а также неумения «заставить» себя заняться тем, что сложно и/или неинтересно.

Примерно 10% детей имеют катастрофически «грязные» тетрадки. Они словно не способны «нормально» нарисовать даже самые простые элементы, их буквы кривые и расползаются. И в попытке привести их в порядок эти дети все время что-то подтирают и исправляют, что, конечно, только усугубляет душераздирающее зрелище. Происходит так из-за недоразвития мелкой моторики пальчиков: в дошкольном возрасте такие малыши слишком мало рисовали, лепили и вырезали.

Столько же деток с трудом запоминают таблицу умножения из-за плохой механической и долговременной памяти и слабой концентрации внимания.

И такой же процент первоклашек не в состоянии работать самостоятельно – ни в классе, ни дома. Есть и вариации на данную тему: ребенок не может самостоятельно работать в классе, но дома у него это получается – и наоборот. Это обусловлено разной скоростью протекания психических процессов у малышей: что легко и быстро сделают холерик и сангвиник, то медлительному «тугодуму» флегматику на уроке никак не успеть – зато дома он «свое возьмет». Если же, напротив, ребенок не может работать дома, хотя, по отзывам преподавателя, вполне успевает на уроках – задумайтесь о том, обеспечены ли ему дома необходимые для работы условия (а это не только наличие стола и стула, но и комфортного, тихого помещения для занятий, нормальной психологической обстановки), или – не слишком ли вы его опекаете.

Некоторые дети, что называется, «не умеют себя вести»: они громко комментируют происходящее на уроке, поведение учителя и оценки, не реагируют либо негативно реагируют на замечания. Обычно это вызвано семейными проблемами, чаще всего – переносом сложных отношений с мамой или бабушкой на учительницу.

Есть еще отдельная подгруппа детей, проблема которых заключается в слабой ориентировке в пространстве. Они долго, чуть ли не несколько недель, не могут запомнить расположение своего класса в школе, местоположение туалета, столовой, раздевалки – поэтому они часто теряются в «трех соснах» и опаздывают с переменки на урок. Некоторые детки слабо ориентируются даже в собственной тетради, и просьба учителя «отступить три клеточки сверху и на десять слева» повергает такого ребенка в ступор. Это тоже – «домашнее наследие»: вероятно, ребенок не был приучен к самостоятельности, с ним мало занимались либо делали все «за него».

Итак, как видим, за исключением сложностей, связанных с физиологическими особенностями ребенка или с имеющимися у него нарушениями, большинство школьных проблем все же «родом из семьи»: кого-то не научили правилам поведения, кого-то чересчур опекали, с кем-то мало занимались и не развили в ребенке память, внимание, моторику пальчиков.


Не удержусь от соблазна проиллюстрировать тему классическим произведением социалистического реализма, которое хорошо знакомо моим ровесникам и людям постарше - картиной Фёдора Решетникова "Опять двойка".






Рейтинг блогов
promo steissd december 8, 2005 13:55 152
Buy for 100 tokens
Via una_ragazza_o Выделения в тексте — мои. 10 августа 2000 г. — Иранские парламентарии-сторонники реформ намерены настаивать на повышении брачного возрастного ценза с 9-ти до 14-ти лет для девочек и с 15-ти до 16-ти лет для юношей. Существующий сегодня столь нежный брачный возраст…

Comments

( 8 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )
brusnitza
Sep. 25th, 2009 07:52 pm (UTC)
Прошу прощения, вот тут по три поста подряд на одну тему; а если давать ссылки на последующие посты и в первом?
А то если я ставлю перепост на Ваш первый пост темы, то в нем нет продолжения, а ставить на последний - получается "отматывание назад".
steissd
Sep. 25th, 2009 07:56 pm (UTC)
Проще искать по тегу "мелочь ушастая". Если щёлкнуть по нему, все три поста появятся вверху списка, один за другим. Но у меня мысль иная. Создам проект "Мелочь ушастая", аналогичный проекту "Санпросвет для всех". Ссылки на посты о здоровье ушастых, как и раньше, будут идти в медицинский проект, а всё, что касается воспитания, учёбы, развития, питания и т.п. - в новый проект.
brusnitza
Sep. 25th, 2009 07:59 pm (UTC)
Ага, поняла.
Проект по начальным школьникам - было бы замечательно, чтобы не искать по тэгам.
steissd
Sep. 25th, 2009 08:29 pm (UTC)
Проект будет по деткам 0-18 годиков, разбитый на разделы - о первом годе жизни, об учёбе в школе и подготовке к ней, о воспитании и формировании личности, о здоровом образе жизни (не чистая медицина - она останется в санпросветовском проекте, а физкультура, питание, профилактика травматизма и т.п.).
chin_chinski
Sep. 26th, 2009 06:14 am (UTC)
Еще дислектики и дисграфы!!! :)
steissd
Sep. 26th, 2009 06:41 am (UTC)
Материал состоит из 3 частей. Кроме того, в моём новом проекте (в дополнение к медицинскому) есть и материал на эту тему.
childrengarden
Sep. 26th, 2009 07:51 am (UTC)
можно перепост в http://community.livejournal.com/pervoklashki/ ?
steissd
Sep. 26th, 2009 08:21 am (UTC)
Конечно, со ссылкой на пост.
( 8 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel