?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Часть первая.
Часть вторая.

А теперь переходим к собственно счёту, хотя вся математика к нему не сводится.



Уже в 3 года многие малыши умеют считать в пределах 3 – 5, а некоторые – в пределах 10, знакомы с понятиями "один", "много" (кстати, как-то упоминалось индейское племя в Амазонии, которое оперирует понятиями 1, 2 и много; неудивительно, что они до сих пор ходят без штанов, как совсем крошечные ушастики, и часто становятся добычей крокодилов и патогенной микрофлоры - steissd). Четырехлетние дети с удовольствием пересчитывают предметы на прогулках, рассматривая иллюстрации, рисуя.

В 5-летнем возрасте ребенок не только считает от 1 до 10, но и "наоборот" – от 10 до 1.Он с удовольствием примет участие в игре "Считай дальше" (взрослый бросает мяч и говорит "один", малыш, поймав мяч, отправляет его обратно и продолжает счет).

Очень полезной будет игра "Найди соседей" (у числа 2 "соседи" – 1 и 3. Как ты думаешь, какие "соседи" у числа 3?)

Обычно в этом возрасте дети уже знакомы с цифрами.

Вырежьте небольшие квадратики из картона и напишите на каждом число от 1 до 10. Предложите ребенку "правильно" выложить карточки (по порядку).

Малышу понравится игра "Какое число потерялось?" (попросите его закрыть глаза и уберите одну карточку. Открыв глаза, ребенок должен определить, какого же числа не хватает).

Кроме карточек, можно использовать кубики с цифрами. Из них малыш с удовольствием построит "числовые ступеньки", по которым пройдет любимый медвежонок, считая от 1 до 10 и в обратном порядке от 10 до 1. (такой счет в результате тренировочных упражнений должен быть доведен до автоматизма.)

Итак, в ходе ваших занятий ребенок должен усвоить, как каждое число обозначается печатной цифрой, какое место занимает оно в ряде от 1 до 10, после какого и перед каким числом его называют при счете.

Малыш должен понять, что каждое последующее число образуется из предыдущего и еще одной единицы (разумеется, эта формулировка – для родителей, а не для запоминания детьми).

Предложите игру "Сколько стало?" Пусть малыш посадит на коврик три игрушки, а вы – еще одну. Спросите, сколько их стало. Обратите внимание ребенка на то, как получилось четыре игрушки (к трем прибавили один).

Очень полезными будут игры, в ходе которых дети учатся получать большее число из двух меньших (как мы можем перевезти на грузовичке 5 кубиков, если все не помещаются в кузове? Можно взять сперва 4 кубика, а затем перевезти еще 1. Или сначала – 3, а потом 2 и т.д.) Решая подобные задачи, ребенок усваивает состав чисел первого десятка.

Раскладывайте на тарелки яблоки, расставляйте в вазы цветы (Как мы можем разложить 9 яблок на 2 тарелки? Как 10 цветов можно расставить в две вазы?) Создавайте всевозможные игровые ситуации – и через некоторое время ваш малыш, не задумываясь, расскажет, что число 6 можно получить, если к 5 прибавить 1, к 4 прибавить 2 или к 3 прибавить 3.

При изучении состава каждого числа можно использовать такие игры:

"Найди пару" (назови любое число до 10. Ты выбрал 8? Теперь я возьму одну карточку с цифрой, а ты подбери другую так, чтобы наши числа при сложении образовали число 8.) Можно использовать также устный вариант этой игры.

"Дополни число до..." (число, которое я назову, нужно дополнить до 8. Я называю 6. Сколько единиц не хватает, чтобы стало 8?) Поначалу ребенку легче будет справиться с заданием, если вы используете счетный материал (палочки, кружочки и т.д.) Тогда малыш увидит, что нужно взять 2 единицы, чтобы число 6 дополнить до 8. Постепенно нужно перейти к выполнению подобных заданий без опоры на наглядность.

Сложение и вычитание в пределах десяти. Задачи



Конечно же, ваш малыш уже знаком с простейшими примерами на сложение и вычитание, с задачами на нахождение суммы и разности.

К кормушке прилетели 3 синички и 2 воробья. Сколько всего птичек собрались пообедать? (Задача на нахождение суммы.)

У зайчика было 4 морковки. Он съел 1 морковку. Сколько осталось? (Задача на нахождение разности.)

Пришла пора ознакомить ребенка с самим понятием "задача", ее структурой.

Расскажите, что в задаче есть условие, вопрос, решение и ответ. Пусть малыш сам научится составлять задачи, предлагая решить их вам и другим детям. Обращайтесь к нему с просьбой придумать задачу, скажем, с числами 3 и 2.

Поиграйте в игру "Найди задачу". (В предложенном вами рассказе должна содержаться задача, а ребенок ее "находит", отличая от загадок и просто вопросов.)

Для решения можно ввести новые виды задач, например:

У Алеши было 5 красных кубиков, а синих – на 1 меньше. Сколько синих кубиков у Алеши?
На арене цирка выступают 4 тигра и 3 льва. На сколько больше тигров, чем львов?

Производя вычисления в ходе решения задач, дети могут пользоваться фишками (они заменяют предметы, о которых говориться в задаче). Фишками послужат вырезанные из картона квадратики, кружочки и т.п.

Теперь поговорим о сложении и вычитании в пределах 10-ти.

Малыш получает достаточное количество устных упражнений в ходе изучения состава чисел и решения задач. Кроме этого, нужно познакомить ребенка с понятиями "сумма", "разность", знаками "плюс", "минус", "равняется" и научить "записывать" примеры. Малыш еще не умеет писать, но он может "выложить" их при помощи изготовленных вами или купленных карточек (цифры и знаки).

Занимаясь с ребенком, играйте в "школу", причем вы должны выступать как учителем, так и учеником. Не забудьте записать в ученики любимого медвежонка, куклу Барби и всех желающих членов семьи. Бабушка вашего малыша наверняка обрадуется, если строгий "учитель" поставит ей "пятерку" за правильно выполненное задание.

Готовя ребенка к школе, родители должны помнить, что добиться усвоения необходимого учебного материала – не первостепенная задача. Главное – вызвать у малыша интерес к учебе, желание пойти в школу.

Избегайте перегрузок при обучении, не ждите, когда ребенок устанет или ему станет скучно. "Урок" лучше закончить до того, как познавательная активность малыша начнет падать. Определить это очень просто: если в конце занятия ваш ребенок просит "еще немножко посчитать" – вы на верном пути.



Конечно, всё это не гарантирует, что из ушастого вырастет новый Колмогоров, Дирихле или Келдыш, но если цифры, числа и фигуры не будут чужды ему к началу школьных занятий, то можно будет избежать шока, сопровождающего знакомство с ними у некоторых мелких, который в дальнейшем приводит к развитию стойкой ненависти к этой полезной отрасли человеческого знания.

Рейтинг блогов
promo steissd декабрь 8, 2005 13:55 152
Buy for 100 tokens
Via una_ragazza_o Выделения в тексте — мои. 10 августа 2000 г. — Иранские парламентарии-сторонники реформ намерены настаивать на повышении брачного возрастного ценза с 9-ти до 14-ти лет для девочек и с 15-ти до 16-ти лет для юношей. Существующий сегодня столь нежный брачный возраст…

Comments

( 5 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )
chin_chinski
Sep. 26th, 2009 06:48 am (UTC)
Время учиться
Шикарное время для "учебы" - это общественный транспорт. (Наверное можно и в машине...) Мы с деткой "считали" машины, Не все подряд, а отдельно - красные, отдельно зеленые (он - одни, я другие), в итоге у детки не было проблем с цветами - никогда! (и с математикой тоже! :)

Позже мы учили таблицу умножения по дороге к бабушке и обратно.

Это я к чему. В поездках - детке самому себя развлечь - трудно, а так он может "заниматься" всю дорогу! :)))
steissd
Sep. 26th, 2009 06:53 am (UTC)
Re: Время учиться
Тоже верно: и ушастый не куксится от скуки, и польза для развития есть. Кстати, сколько Вашей детке сейчас годиков? Уже солдат или студент?
chin_chinski
Sep. 26th, 2009 07:01 am (UTC)
Re: Время учиться
Ну да... примерно по возрасту и то и то! :)
По жизни:
не солдат - сломался в 10 классе,
не студент - ищет себя! :)
(Поступал, 2 раза поступил, но............. )

Кстати, для таких, как моя детка дисграфов - ввели ЕГ в нашей стране!!!
У него ВЫШЕ СРЕДНЕГО баллов по этой системе (вписывать в квадратики и выбирать нужный ответ)!!!
steissd
Sep. 26th, 2009 07:02 am (UTC)
Re: Время учиться
То есть, уже большой ушастик. А как понять "сломался в 10 классе"? Травму получил, что ли, спортивную или автомобильную?
chin_chinski
Sep. 26th, 2009 08:59 am (UTC)
Re: Время учиться
Случайно травмировался...
( 5 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel