?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Ушастый познаёт мир

Меня всегда удивляло то, как формируются знания об окружающем мире у совсем маленьких малышей. Ведь в большинстве случаев их никто этому не учит...



Детишки в возрасте 2-3 лет бывают даже более любопытны, чем полугодовалые ползунки. В меру постоянно расширяющихся возможностей они пытаются исследовать и опробовать мир вокруг. Родители могут немало помочь маленьким исследователям – и тем самым стимулировать наблюдательность малыша и его способность к логическому мышлению

Любопытство и желание узнавать новое присутствуют в каждом из нас с рождения. Детские вопросы бесконечно: что это, как это работает, из чего это сделано? Детей интересуют даже такие само собой разумеющиеся вещи, над которыми взрослые вообще никогда не задумываются.
Им нравится наблюдать и проверять свойства воды и света, собственноручно изучать строение всевозможных предметов. Мы можем помочь ребенку не только проявить, но и развить врожденный талант исследователя, наблюдателя, первопроходца. Для этого не нужно быть настоящим ученым, достаточно проявить некоторую заинтересованность.

Что такое научное мышление? Это в первую очередь умение мыслить логически и делать выводы, а также способность объяснять происходящие вокруг явления. Ключевое понятие для развития такого умения – причинно-следственная связь. Понимание этой связи приводит к способности прогнозировать события; например, если стакан стоит слишком близко к краю стола (причина), он может упасть и разбиться (следствие).

Развивать понимание причинно-следственных связей можно буквально с пеленок. Нужно просто учитывать, что дети моложе двух лет просто обязаны на практике опробовать все на свете, поэтому объяснять им, что если случится А, то в результате может произойти Б, пока рановато.

Наука – детям



Не стоит легкомысленно отмахиваться от детских вопросов или автоматически отвечать на бесчисленные «Почему?» бессмысленным «Потому что!» Очень важно дать ребенку почувствовать, что его вопрос вам интересен, а любопытство – похвальное качество. Проявляя нетерпение и пренебрежение, родители могут совсем загасить естественную склонность ребенка к исследованиям. А ведь в школе именно это качество становится одним из стимулов успеха и хороших отметок.

Многих взрослых слова «наука», «научный» немного напрягают, отпугивают. Не бойтесь! Мир науки напрямую связан с повседневной жизнь каждого из нас. Ученые объясняют (или по крайней мере, пытаются объяснить) явления, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.

Попробуйте сами задавать ребенку вопросы, касающиеся таких на первый взгляд простых вещей, как, например, сила притяжения. Если у купающегося в ванне малыша падает на пол игрушка, спросите его, что произошло бы с нею при падении в воду? Поплывет она или утонет? Вот вам и повод для проведения эксперимента: вместе вы можете начать бросать в воду различные предметы, пытаясь понять, какие из них остаются на плаву, а какие - тонут.

Может ли папа или мама, имеющие весьма приблизительные знания о законах физики и прочих, развивать научное мышление своего ребенка? Для этого вовсе и не нужно быть ученым. Образ мысли намного важнее конкретных знаний. Это относится и к ответам родителей. Ничего страшного, если вы честно признаетесь в своем незнании и вместе с ребенком поищете ответ на его вопрос. Сегодня к вашим услугам интернет, энциклопедии, библиотеки. Вам останется лишь переложить полученную новую информацию на язык, доступный вашему ребенку. Этим вы не только покажете ему пример серьезного отношения к делу, но и продемонстрируете уважение к его интересам, а значит – поднимете самооценку маленького человека.

Некоторые игры сами по себе являются мини-лабораторией, позволяющей исследовать многие явления природы – сохранение равновесия, лучи света и многое другое.

Игра как стимул к развитию



Научное мышление невозможно без развитых способностей мозга. Например, маленькому исследователю нужно обладать умением концентрировать внимание на занимающем его вопросе. Проблему следует углубленно изучить, подумать над ней, словом, уделить ей время. Кроме того, требуется хорошая память, в которой будет храниться полученная ребенком информация. Воображение, творческий подход, гибкое мышление – все это понадобится ребенку, которого не ограничивают в желании познавать мир вокруг. Простой пример: чтобы разобраться в механизме открывания музыкальной шкатулки, трехлетке требуется внимательно исследовать ее, обнаружить несколько кнопок и пружинок, опытным путем выявить, какая именно приводит в действие механизм – и запомнить эту информацию на будущее. Для непосвященного же взрослого попытки ребенка открыть шкатулку покажутся обыкновенной шкодой.

Развитое мышление исследователя, привитое в раннем возрасте, поможет ребенку в будущем находить нестандартные решения проблем. Но это качество нуждается в тренировке, как и внимание, память, творческий подход к решению проблем. Заучивание-пропевание детских стишков – отличная тренировка памяти. Собирание простенького паззла или нахождение отличий в картинках развивает внимание. Необходимость решать в игре какие-либо задачи способствует поиску нестандартных решений.

Вот почему уже с 2-3 лет стоит приучать ребенка играть в настольные и ролевые игры. Такие игры, как «представь себе, что я…» прямо обращаются к эмоциональному и умственному развитию ребенка, стимулируя фантазию и образное мышление. Ребенок строит в игре собственный мир, создает воображаемые ситуации и разрешает их. Игры, требующие фантазии, не так уж далеки от исследовательских игр. Оба вида игры требуют творческого подхода к решению проблем, заставляют думать, наблюдать, запоминать, сравнивать и обобщать.

Да и повседневная жизнь требует от малышей немалой наблюдательности. Родителям стоит привлекать внимание ребенка к происходящему вокруг и простым языком объяснять явления. Почему из носика чайника идет пар? Почему сначала видим молнию, затем гром? Почему во время купания на стенах ванной оседает влага? Приводите простые примеры, коих множество – и даже самый нелюбознательный малыш со временем научиться обращать внимание на разнообразные и интересные явления.

Вот несколько простых примеров развивающих игр с ребенком. Дайте ему возможность высыпать по ложке сахара в чашку холодной и в рюмку горячей воды. Пусть убедится, что в горячей воде сахар исчезнет значительно быстрее. Если в доме есть старый телефонный аппарат или будильник, не спешите выбрасывать – дайте маленькому исследователю разобрать механизм в научных целях. Позвольте малышу играть с водой и проверять, как она влияет на разные предметы – бумагу, вату, фасолевые бобы и металлические ложки.

Для детишек старше 4-5 лет можно приобретать уже специальные игровые наборы, каждый из которых исследует одно определенное явление природы. Таким образом юный ученый получить возможность ставить безопасные и увлекательные опыты на собственной кухне. Например, есть игра, с помощью которой можно собственными руками собрать электронную игрушку (электрические схемы несложны и по силам даже первоклашке). Попутно исследуется явление статического электричества и простейшая механика.

Как видите, помочь любознательному малышу развивать заложенные природой качества не так уж сложно. Главное – захотеть.



Кстати, когда приученные к рациональному анализу окружающего мира ушастики вырастут, лохотронщикам будет намного труднее развести их на "терапию торсионными полями" или "биоэнергетику".

Рейтинг блогов
promo steissd december 8, 2005 13:55 152
Buy for 100 tokens
Via una_ragazza_o Выделения в тексте — мои. 10 августа 2000 г. — Иранские парламентарии-сторонники реформ намерены настаивать на повышении брачного возрастного ценза с 9-ти до 14-ти лет для девочек и с 15-ти до 16-ти лет для юношей. Существующий сегодня столь нежный брачный возраст…

Comments

( 2 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )
eking_go
Aug. 14th, 2009 01:24 pm (UTC)
Спасибо, мне как раз актуально. :) Хотя опыт преподавания и воспитания у нас с женой имеется, но почитать что-то еще никогда не вредно.
steissd
Aug. 14th, 2009 01:29 pm (UTC)
Я время от времени публикую такие материалы для родителей под тегом "Мелочь ушастая" (под ушастой мелочью понимаются, естественно, не родители, а дети).
( 2 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel