?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ушастый заикается

Поскольку заикание - это невроз (относится к так называемым логоневрозам), то ссылка на материал пойдёт в раздел "Здоровый образ жизни малыша без шарлатанских советов - физкультура, питание и т.п., профилактика неприятностей" ушастого проекта.



Заикание – без сомнения, одна из самых неприятных проблем в развитии речи малыша. И, к сожалению, не такая уж редкая. Между двумя и пятью годами жизни многие дети заикаются. Заикание – это прерывание текущей плавности речи. Оно может выражаться в продлении звуков («С-с-с-снег»), повторении букв и слов («Я, я, я хочу молока!») или даже повторении целых фраз («Давай пойдем, давай пойдем гулять»). Заикание может сопровождаться частым использованием слов-паразитов («М-м-м…», «Э-э-э…») и блокировкой, то есть затрудненным молчанием и внутренней борьбой, предшествующими разговору

В то же время, заикание в раннем возрасте часто считается вполне нормальным процессом, сопутствующим естественному развитию речи малыша. В возрасте трех лет почти у 20% малышей так или иначе проявляются признаки заикания.

«Перерастет» ли малыш заикание? Большинство благополучно избавится от него без помощи логопеда. Но 1% так и останется с заиканием. Вот почему консультация логопеда все же необходима (болд мой - steissd). Кстати, четыре из пяти людей, страдающих заиканием, - мужского пола. Почему это происходит и почему вообще у некоторых людей возникает заикание, науке точно неизвестно. Известно только, что в подавляющем большинстве случаев родители в этом не виноваты. «Вина» остальных – лишь в наследственности, поскольку очень часто в семье, где заикание ребенка носит патологический характер, уже имеется взрослый с подобными проблемами.

Вот признаки «нормального», не патологического заикания, которое со временем проходит:

• Ребенок не испытывает психологических затруднений при разговоре – не стесняется говорить, не дрыгает ножками и т.д.

• Приступы заикания не постоянны, они могут то проявляться, то пропадать на долгое время.

• Ребенок охотно разговаривает и не избегает общения.

• Ребенок легко повторяет короткие фразы и слова.

Когда заикание становится проблемой, требующей помощи логопеда?

• Когда у ребенка при разговоре проявляется некоторая «внутренняя борьба» - ребенок может говорить с усилием или напряжением, гримасничать, махать ручками, дрыгать ножками и т.д. Блоки - это задержки в разговоре, вызванные остановкой звука и воздуха, часто связанные с блокированием движения губ и языка. Блоки появляются позже и связаны с мускульными усилиями.

• Ребенок избегает некоторых слов или ситуаций, в которых нужно их произносить. Некоторые дети при заикании так успешно избегают трудных ситуаций и слов, что их даже трудно заподозрить в заикании.

• Ребенок отвечает «Не знаю!» на очевидные вопросы или меняет слова в ответе на синонимы – тоже своего рода форма избегания некоторых слов. Очень часто при заикании дети показывают высокий уровень тревоги, страха перед даже небольшой запинкой в разговоре.

• Ребенок часто заполняет паузы между словами, используя междометия или вводные слова «Э-э-э…», «Вот…» и т.п.

• Ребенок тянет гласные в словах.

• При разговоре у ребенка прерывается дыхание.

Как только вы заметили, что ребенок заикается, обязательно посетите логопеда. Не ждите, что ребенок по мере взросления сам преодолеет заикание, хотя это и может произойти.

Забудьте пока о том, чтобы выставлять малыша в центр внимания: «Расскажи тете Тане, что ты делал сегодня в парке!» Уровень заикания непостоянен даже в самых тяжелых его формах. В привычном окружении и спокойной обстановке ребенок может надолго забывать о проблемах речи. В других же ситуациях, таких как публичные выступления, разговор по телефону или с малознакомым человеком, уровень заикания повышается.

Мама должна уметь слушать своего малыша – что он говорит, а не как он говорит. При разговоре обязательно смотрите малышу в глаза, чтобы он видел ваше внимание к его словам. Постарайтесь также не слишком часто одергивать малыша и поправлять ошибки в словах – у него еще будет время усовершенствовать свою речь. Для малыша первых лет жизни в первую очередь важно донести для вас информацию, быть понятым и услышанным.

Не заставляйте малыша говорить «помедленнее», «дышать», «не нервничать» - для него все это пока пустой звук. Лучше сами при разговоре с малышом старайтесь сохранять медленный плавный темп речи. Малыш сам будет пытаться подражать вам.

И самое главное – не паникуйте! Иначе малыш тоже будет бояться говорить. А различного рода неврозы только усугубляют заикание.




Жду комментариев от логопеда.


Рейтинг блогов
promo steissd december 8, 2005 13:55 152
Buy for 100 tokens
Via una_ragazza_o Выделения в тексте — мои. 10 августа 2000 г. — Иранские парламентарии-сторонники реформ намерены настаивать на повышении брачного возрастного ценза с 9-ти до 14-ти лет для девочек и с 15-ти до 16-ти лет для юношей. Существующий сегодня столь нежный брачный возраст…

Comments

( 11 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )
black_mammi
Jun. 28th, 2010 09:36 pm (UTC)

На инициальной стадии заикание убирается с помощью невропатолога. В первые 2 недели – 2 месяца. И уж если не удалось по каким-то причинам купировать заикание – начинается совместная работа опять же врачей, логопедов, психологов и так далее. Самое ужасное, когда приходят через год и говорят – « да мы уже год запинаемся, думали, пройдет само». Поэтому сразу к логопеду и невропатологу, один расскажет про режим молчания, другой – начнет купирование процесса
Когда возникло заикание – лучше на время, на неделю-две установить речевой режим, возможно, дать отдохнуть ребенку от сада или от школы. В моей практике были случаи – когда люди просто начинали соблюдать режим дня – вовремя есть, гулять, ложиться спать в одно и тоже время – и к ребенку возвращалась нормальная речь.
Первое – не паниковать. Не говорить – « говори нормально, ты же можешь». Но своей речью, размеренной, спокойной, доброжелательной – давать ребенку правильный образец.
Второе – по возможности избегать шумных гостей, компьютерных игр, телевизора, возбуждающих нервную систему. С другой стороны, резко убирать что-то привычное – стресс для ребенка, тут нужно подходить очень индивидуально.
Обратить внимание – как и когда заикается ребенок. Это поможет специалистам подобрать меры воздействия. Ребенок может заикаться в конце дня или в волнующих его ситуациях, при виде определенных предметов и людей, в плохую погоду или все эти факторы вообще могут не влиять.
В момент ухудшения речи – попробовать говорить на тон ниже, тише и чуть-чуть помедленнее, как будто рассказывайте какой-то секрет. Разрешать ребенку отвечать коротко ( ох, как тяжело с болтушками).
Из опыта работы – легче преодолевается в маленьких семьях, ведущих размеренный образ жизни, без двуязычия, где дети занимаются спортом ( ритмика, плавание, карате), со спокойными родителями, когда нет каких-то даже скрытых стрессовых ситуаций ( тяжелая болезнь одного из членов семьи, трения между родителями, переезды и тд)
В группе риска – дети с опережающим речевым развитием или, наоборот, с замедленным; с ослабленным иммунитетом, с незрелой нервной системой. Дети, которых излишне тянут , нагружают информацией, не учитывая их возможностей.
Кстати, распространенный миф « собака укусила и стал заикаться». Собака не причина – а всего лишь фактор, запускающий механизм , то есть, если есть предпосылки – может начаться заикание. А запустить гадость может как неприятный , так и приятный стресс – собака, шумный праздник, цирк, темная комната, наказание, не соответствующие поощрение.

Обратить внимание, если ребенок вроде бы говорит ровно, НО, теребит одежду, когда разговаривает, гримасничает, подмигивает, часто поперхивается или покашливает , когда говорит, ребенок может не повторять звуки, а как бы тянуть их маа-Ама, пеЭээтух. Это тоже запинки.
Не удивляться, если логопед будет спрашивать – как спит ребенок, не потеют ли ладошки внезапно, не левша ли, какая обстановка в семье, вопросы деликатные, но задаются не ради праздного любопытства.
Идеально, сначала зайти без ребенка, рассказать что можно и потом пригласить его в кабинет. Увы, так редко бывает, часто не с кем посидеть малышу в коридоре.
Дома при инициальной стадии полезно занимать ребенка такими играми( настольными, рисованием и тд) – где требуется минимальная речевая нагрузка, спрашивать так, чтобы можно было отвечать кратко, не развернуто, свернуть на первое время выступления на утренниках, общение с шумными, нервными родственниками.



Тут можно много говорить, короче – если что-то не нравится в речи ребенка – бегом к специалисту.

Неплохая брошюра Т. С. Резниченко " Чтобы ребенок не заикался" Прям памятка такая, полезно почитывать, если уж беда случилась.
steissd
Jun. 29th, 2010 02:20 pm (UTC)
Спасибо за дополнение.
black_mammi
Jun. 29th, 2010 03:22 pm (UTC)
да не за что, я еще мало сказала...
на меня можно еще вот сюда ссылки делать, тут у меня исключительно про речь
http://logolepet.ru/
steissd
Jun. 29th, 2010 03:57 pm (UTC)
Спасибо. Добавляю в закладки, буду дёргать оттуда материалы время от времени (со ссылкой на источник) в ушастый проект.
black_mammi
Jun. 29th, 2010 04:31 pm (UTC)
Да это Вам спасибо, у Вас отличный ушастый проект!
А вот такую ссылку я Вам не давала?
http://www.mydears.ru/children
Это целый усыновительский проект, там есть куча хороших людей, психологов, педагогов, юристов, родителей пишущих про все, что связано с детьми, особенно с " аистятами". Там и Ваша покорная слуга есть :-) Там статьи посерьезнее будут логопедические
steissd
Jun. 29th, 2010 04:33 pm (UTC)
Спасибо. Вношу и это в ссылки. Кстати, со своей коллегой Яной Борисовной Полей Вы знакомы лично или только через блог?
black_mammi
Jun. 29th, 2010 04:43 pm (UTC)
Лично. Я её с детства знаю, практически росла с ней. Каждое утро вижу в зеркало и вечером, и когда с детьми занимаемся. :-)
Можно сказать, что наши судьбы совпадает во всем, вплоть до малейших деталей, так как это я и есть. :-)
steissd
Jun. 29th, 2010 04:46 pm (UTC)
Ой, придётся корректировать пост о дисграфии. В преамбуле я написал. что это Ваша коллега.
black_mammi
Jun. 29th, 2010 05:11 pm (UTC)
Да ничего страшного. Скорее, забавно. Мне тоже порой кажется, что меня больше одной :-) В ЖЖ - я black_mammi, просто барышня, ну, сказки чуть-чуть пишу, а отдельно я логопед. Мне даже пришлось -то сайт отдельно завести, посвященный только профессиональнйо теме, а то неудобно перескакивать со сказок и фоток с любимым котом на занятия с ребенком
steissd
Jun. 29th, 2010 05:20 pm (UTC)
То что блог завели, это хорошо. Но публиковать профессиональные материалы в ЖЖ тоже можно. Вы здесь пишете о том, что Вас интересует. А это и профессиональные вопросы, и кот (а почему бы нет, некоторые доктора, известные санпросветом, делают перебивки материала рассказами о своём коте или хомячке, и никого это не шокирует; я не ограничиваюсь двумя проектами - медицинским и ушастым - но ещё пишу о Ближнем Востоке, о событиях в мире, а иногда публикую смешные картинки).
black_mammi
Jun. 29th, 2010 05:31 pm (UTC)
вот я тоже так думала :-) Но тут оказалось, что, ЖЖ могут читать те же люди, которые сидят у меня на кушетке :-) Не всем интересно про котов, друзей и про мое хорошее-плохое настроение, вот и немного подразделила.
( 11 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel