?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Ушастый в песочнице

Педагог Наталия Чудина рассуждает о роли игр с песком в развитии мелких. Ссылка пойдёт в раздел детского проекта "Воспитание и развитие".



В воспоминаниях практически любого бывшего ребенка есть чудесные моменты упоительного копания в грязи. С каким удовольствием мы замышляли когда- то грандиозные постройки и планировали накормить всех вокруг песочно-травяной кашей.

Жаль только, мама была недовольна и никак не могла понять, что наше тесто для пирожков – это вовсе не обыкновенная грязь. Что же за магия таится в этом податливом материале − песке, который, с тех пор как дети начали играть в игры, манит к себе каждого ребенка?!

На новом витке…



Мама двухлетней Оли рассказывает: «Когда мы с дочкой выходим на прогулку, она похожа на ангелочка: светлые кудряшки, чистое платьице, белые носочки. Но как только Оля видит песочницу, она тянет меня за руку, с восторгом лепит куличи, ползает по песку, зачерпывает его обеими руками и переносит с места на место. В общем, от аккуратненького вида дочки не остается и следа».

Суть одного из любимых детских развлечений можно выразить в нескольких словах: «лепить», «разминать», «месить» и, конечно, «ломать»! Причем игры с песком − это не только отличное времяпрепровождение, но и сигнал о наступлении следующего этапа развития. Если раньше малыш познавал мир через рот и потому все предметы обязательно пробовал на зубок, то теперь органом осязания и знакомства с миром становится рука. Малыш получает новые – тактильные, или, по-другому, кожные ощущения. При первой же возможности, например в отпуске на морском берегу, разрешите крохе полежать или побегать (кому что по душе и по темпераменту) на теплом песке, посыпьте песочек на ладони друг друга, покажите, как песок бежит, просачивается между пальцами.

Великий релаксатор



Удивительно, но благодаря своим свойствам – изменчивости, мягкости, текучести − песок используется не только в легкомысленных детских развлечениях, но и в серьезной психотерапевтической практике. Создана даже особая техника работы психолога с клиентом – sandplay, позволяющая проживать и переживать эмоции, корректировать некоторые личностные проблемы. К игре с песком на таких занятиях добавляют другие природные материалы, игрушки, разыгрывают сказки.

Действительно, возможности песка для расслабления и снятия напряжения неоспоримы. Ребенку игра в «куличики» помогает снять внутренний запрет, зажатость, скованность. Песок дает маленькому человеку ощущение контроля над ситуацией, в игре с песком малыш как нигде чувствует, что только от него зависит, построить или разрушить творение, выстроить дорогу или домик, только он сам делает выбор. Этот пластичный материал естественно и ненавязчиво демонстрирует ребенку важные жизненные закономерности − например, учит тому, что ничто не исчезает бесследно, но все видоизменяется, превращается в другое, новое. Для того чтобы игра действовала на малыша успокаивающе, предоставьте ему свободу самовыражения, поощряйте инициативу, радуйтесь и удивляйтесь вместе с ним, если что-то получилось, но не требуйте обязательного результата. Больше наблюдайте и поощряйте и меньше вмешивайтесь. Впрочем, если малыш просит о помощи, играйте вместе с ним, спрашивайте, что малыш хочет создать, и рассказывайте о том, чего хотели бы вы.

Стихийная игра под чутким руководством



Песок – не единственный материал, решающий задачи расслабления, познания мира. В городских квартирах, конечно, нет возможности возиться с землей, водой и песком. Но родители находят решение и в этой ситуации. Так, мама годовалого Романа советует: «Поставьте на пол большую кастрюлю и положите в нее все, что найдется под рукой: макароны, листочки бумаги, фасоль. Малыш будет запускать ручки в кастрюлю и с удовольствием перемешивать ее содержимое».

Со стремлением все ощупать, подержать в руках, помять связано и желание многих детишек покопаться в тарелке с картошкой, брать макароны руками, лепить из хлебного мякиша. Практически все дети проходят в своем развитии момент, когда они категорически отталкивают от себя ложку. Конечно, мы предпочли бы, чтобы наши чада ели, как маленькие принцы, повязав на шею салфетку! И все-таки не стоит слишком огорчаться – освоение культуры не происходит в одночасье. Мягко и плавно приучайте малыша пользоваться столовыми приборами. Если с первого же кормления «передавить» с хорошими манерами, показать малышу, что для вас этот вопрос эмоционально окрашен, можно спровоцировать конфликт, а некоторые малыши даже начинают бояться садиться за стол и отказываются от еды. Обязательно предлагайте крохе ту еду, которую не только можно, но и нужно держать руками, например кусочек морковки или яблока, печенье. Ничто не мешает и вам самим включиться в игру, привлекая ребенка к приготовлению пищи. Например, если вы готовите суши, разрешите маленькому лепить шарики из риса или, выпекая пироги, дайте крохе кусочек теста и поручите сотворить пару кулинарных шедевров для мамы и папы.


Дети обожают мягкие текстуры, которые они могут сколько угодно разминать в руках, поэтому мокрый песок можно отчасти заменить тестом, а в качестве заменителя сухого песка попробовать обычную манную крупу. Смешивая различные материалы – жидкое и твердое, мягкое и жесткое, разрезая и склеивая, малыш неожиданно и сначала случайно получает результат – создает что-то новое. Например, кроха постепенно понимает, что можно просто разминать пластилин руками, а можно вылепить из него кошку или баранку. Ребенок любит разрывать на мелкие кусочки страницы журнала? Вырежьте из бумаги дерево и намажьте его клеем. Пусть малыш приклеит яркие обрывки. Он обрадуется, когда на дереве появятся разноцветные «листики»! Подобный переход от деструктивных игр к созданию «произведений искусства» будет означать, что ваш малыш растет и начинается новый этап его развития.

Как играть с песком?



* Закопайте в тазу с песком несколько маленьких предметов – «секретиков». Отлично подойдут игрушки из киндер-сюрпризов, пуговицы, крупные бусины (примечание: придётся проследить, чтобы ушастый не отправил найденное в ротик, носик или ушко, потому что извлекать потом придётся в лечебном учреждении - steissd). Задача малыша – найти спрятанное. Детям постарше можно предлагать также распределить найденные предметы по группам или сосчитать их.

* На даче можно поставить небольшой ящик с песком. На дно ящика положите лист с картинками – для малышей это могут быть достаточно крупные изображения фруктов, овощей, животных. Сверху положите стекло, вырезанное по размеру ящика, а на него насыпьте сухой песок. Малыши с огромным удовольствием раскапывают песок рукой и находят изображения. Удивлению крохи не будет предела, если периодически вы будете заменять рисунки.

* С сухим песком можно играть в разнообразные игры с ситечком или воронкой: например, через воронку можно насыпать песок в бутылку с узким горлышком, а ситечком «вылавливать» из тазика с песком бусины или орехи.

* Играя в песок, можно использовать и другие, дополнительные материалы, например, из спичек выкладывать картину или строить заборчик на мокром песке, украшать построенный замок ракушками, камнями, шишками.

* Поэкспериментируйте с сухим и мокрым песком: например, предложите малышу спрятать пальцы в песок или найти мамину руку, закопанную в песке; покажите, что мокрый песочек прилипает к пальцам, и обязательно проговаривайте возможные ощущения: сухо − мокро, приятно − неприятно, тепло − холодно; называйте свойства песка – сыпучий, мягкий… Попросите малыша слепить куличик из сухого песка и озадачьте вопросом, почему ничего не получилось.

* В песочнице или на берегу можно построить автостраду с дорогами, мостами, гаражом. Тем, кто еще не дорос до глобальных построек, предложите совком или руками делать ямки в песке и сажать в него «деревья» − палочки, травинки, цветы.

* Песок, особенно мокрый, – отличная доска для рисования: для начала покажите ребенку, что оставлять следы на песке можно чем угодно – пальцем или веткой, формочкой или кисточкой; делайте отпечатки ладошки, кулачка или ступни. Нарисуйте следы разных животных, например медведя, птички, утки, и расскажите о них малышу. Со старшими детьми рисуйте, пишите буквы и слова, учите цифры или решайте примеры.




Рейтинг блогов
promo steissd december 8, 2005 13:55 152
Buy for 100 tokens
Via una_ragazza_o Выделения в тексте — мои. 10 августа 2000 г. — Иранские парламентарии-сторонники реформ намерены настаивать на повышении брачного возрастного ценза с 9-ти до 14-ти лет для девочек и с 15-ти до 16-ти лет для юношей. Существующий сегодня столь нежный брачный возраст…

Comments

( 1 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )
capi4ca
May. 26th, 2010 05:26 am (UTC)
Спасибо! Актуально перед летом!
( 1 cказали адын умный вещь — Сказать адын умный вещь )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel